Во главе колхоза-миллионера

Военные дороги

Василий Кондратьевич - участник боевых действий, инвалид Великой Отечественной войны. Служить довелось в артиллерии. Пол-Европы прошел со своей 76-миллиметровой пушкой. В 1944 году в одном из боев за освобождение Венгрии, в районе озера Балатон, был тяжело ранен осколками разорвавшегося рядом с его орудием снаряда. Покалеченного, истекающего кровью бойца вынесли с поля боя и доставили в госпиталь. Благодаря молодому, крепкому организму и усилиям военных врачей жизнь солдату удалось спасти. Но на фронт его уже не направили...

44 года в председателях

Председателем колхоза им. Калинина был с 1951 по 1995 годы. При нем колхоз построил Дом культуры, школу, животноводческий комплекс на 1200 голов скота, механизированный зерноток, детский комбинат, торговый центр и еще немало важных производственных и социально значимых объектов. В. Бутенко не боялся нововведений - много лет в колхозе действовала аккордно-премиальная оплата труда с ежемесячным авансированием.

Но все это будет позже. А пока, демобилизовавшись из армии в 1947 году, В. Бутенко работал бригадиром тракторной бригады в с. Карла Маркса Бердянского района.

«Из этого председатель получится»!

- Хозяйство было практически полностью уничтожено: немцы при отступлении сжигали все подряд, - чуть не плача вспоминает Василий Кондратьевич. - Я работал на лошадях, волах, потом - на технике. А в 27 лет меня избрали председателем колхоза им. Калинина.

Тогда в колхозе на площади 530 га выращивали хлопчатник. Осенью 1951 года его убрать не успели, началась зима, морозы. А колхоз должен был государству почти миллион рублей и колхозникам почти 230 тыс. рублей. В области это был не единственный колхоз-миллионер. Естественно, обком партии такое положение дел не устраивало, и «на ковер» были вызваны руководители этих хозяйств. Попал в эту компанию и Василий Кондратьевич.

- Первый секретарь обкома стал задавать мне вопросы, а я не знаю, что отвечать - молодой, неопытный, «только-только штаны надел», - смеется В. Бутенко. - А он и спрашивает у секретаря райкома: «Что это вы мне дурака прислали? Он же ничего не знает. Ладно, я завтра приеду к вам в хозяйство». И на следующий день областное начальство, как и обещало, приехало. Да еще и с заместителем министра по хлопководству. Приехали на хлопковое поле, а там женщины собирают хлопок. Помню, хлопок стоит высокий, бутоны большие. Замминистра ударил ногой по стеблю, вата упала, а он и спрашивает у меня: «Председатель, что это такое»? «Хлопчатник», - отвечаю. А он снова как ударит по стеблю и опять, мол, что это такое?! А у меня нервы на пределе, ну, думаю, я тебя сейчас... И как ухватил его за пальто, как тряханул и кричу: «Я не знаю, научи!!!» От неожиданности замминистра, а он был высоким, упал. Потом поднялся, отряхнул землю с пальто и говорит секретарю райкома: «Из этого председатель получится, поехали в контору»...

Молодому председателю помогли с техникой и уборкой. Так долги колхоза были погашены. А колхозникам выделили 100 тонн зерна - погасили долг колхоза перед ними.

- Так из дурака я превратился в умного, - смеется Василий Кондратьевич.

Почет и уважение за труд

Этот период своего становления как председателя Василий Кондратьевич вспоминает с улыбкой:

- Я ведь действительно был дураком - не знал, что и как делать с хлопчатником.

Уже через два года, в 1953-м, за свою продукцию - озимую пшеницу - колхоз был награжден грамотой на главной выставке страны - ВДНХ, а председатель - медалью «За трудовую доблесть».

Василий Кондратьевич помнит многих людей, которые самоотверженно трудились на хлебной ниве, поднимали хозяйство, выводили его в число лучших в области, да и, пожалуй, в стране.

- У меня в колхозе был чудесный агроном Каневский, это чудо-человек, богатство всего района, - говорит В. Бутенко. - Во многом благодаря ему и таким, как он, колхоз резко пошел в гору.

За свою трудовую жизнь Василий Кондратьевич награжден орденами, в том числе - Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалью «За мужність», правительственными грамотами.

Хозрасчет - дело тонкое

В. Бутенко бережно хранит большой альбом с отзывами многочисленных делегаций, которые приезжали в колхоз, чтобы учиться вести хозяйство, посмотреть, как надо работать. Бывали здесь делегации из СЭВ (стран Совета экономической взаимопомощи), Германии, Франции. Но большинство, конечно, из разных областей СССР. Примечательно, что большинство из них - из научно-исследовательских институтов.

- В 80-х хозяйства перешли на хозрасчет. Мы тоже работали на хозрасчете, но по-своему, - говорит Василий Кондратьевич. - Вот специалисты из НИИ и интересовались именно нашим методом.

Василий Кондратьевич вспоминает съезд аграриев, на котором выступал Горбачев. Держал слово и председатель передового хозяйства Василий Бутенко, который входил в состав делегации Запорожской области. - В ходе подготовки к съезду, - вспоминает он, - мы, имея рекомендации Министерства сельского хозяйства, знакомились с работой хозрасчета в трех областях - Воронежской, Курской и Белгородской. На съезде все говорили о хозрасчете. А когда мне дали слово, я им все высказал.

«Михаил Сергеевич, то, что тут выступают и рассказывают, - все это чепуха», - сказал я. Зал просто взорвался возмущениями, мол, что ты говоришь?! Горбачев на меня смотрит, дескать, что ты мелешь? А я говорю: «Хозрасчет тогда действует, когда есть взаиморасчет. Мы три области объехали - ни в одном хозяйстве нет взаиморасчета. А надо так: взял солому - заплати и тогда корми скот. Заплати деньгами. Вот это хозрасчет, а не переписывание цифр с бумажки на бумажку!»

Именно так и поступал В. Бутенко в своем колхозе. Именно за этим опытом и покатили к нему многочисленные делегации. Председатель даже гостевой дом начал для них строить. Но не успел - ушел на пенсию...

Земля - это деньги

Неоднократно менялась система хозяйствования на земле. И надо ее не разваливать дальше, а совершенствовать, уверен В. Бутенко:

- Мы никогда не решим проблем АПК, если четко не разберемся, где «мое», а где «наше». А мы не разобрались, и в этом все зло. Решить эту проблему можно. Надо смело применить арендные отношения взаимного расчета, а у нас этого одни боятся, а другие не хотят. Со временем к этому, я думаю, придем. Вот многие плачут - мне бы деньги. А я говорю: есть у тебя земля - вот это и деньги.