Городская власть обещает "Водоканалу" купить спецмашину
26 червня 2007 09:02
Подарила внукам счастливое детство
Меня зовут Эдуард Чемодаков. Детские годы мои прошли в Нововасильевке Приазовского района, окончил школу, Мелитопольский и Киевский институты. Сейчас живу в Москве, работаю в кино. Хочу рассказать о своей бабушке, о ее любви к нам, внукам.
Моей бабушке, Лидии Александровне Аникиной, уже 87-й год. Она всех своих внуков очень любила, нянчила, одевала, обшивала. Это просто золотая бабушка! С дедушкой они прожили 52 года.
И вдруг летом этого года она заболела. Хотела укрепить здоровье, но не вышло – отравилась пчелиным медом. Повезли ее в больницу на носилках. Вся наша родня очень переживала. Когда мне об этом сообщили, я хотел поехать и забрать ее на лечение в Москву, но она не согласилась, сославшись на возраст.
Всю жизнь бабушка писала стихи, рассказы. Все очень любили и читали их семьями. Из-за своей скромности свои рассказы она нигде не печатала.
Бабушка еще и художник! После войны своими картинами, коврами украшала дома соседей, поднимала их настроение. Она и швея хорошая. Какие одежки нам шила! Особенно удивительным был мой матросский костюм. А бескозырка была, как и полагается, с лентами, якорями, а впереди вышито слово «Герой». Сейчас эти рубашечки и костюмчики хранятся у мамы…
С детства бабушка воспитывалась в Нововасильевском детском доме. Уже там она проявила свои способности. Хотя ходила только в третий класс, всем куклам шила одежду, рисовала на салфетках узоры для вышивки.
У бабушки были две младшие сестренки. Они жили без матери, ходили в школу. Из детдома их забрал отец. Еще до войны бабушка отличием окончила 9 классов, после освобождения ее приняли в институт без экзаменов, но отец не отпустил, а послал на бухгалтерские курсы, а потом – на работу во Львов.
В 1945 году бабушка вышла замуж, но со скандалом, так как начальник не отпускал. Он хотел, чтобы она вышла за его сына. Бабушка уехала на Урал, где работала воспитателем в детдоме, куда вывезли ленинградских детей. В 1948 году вернулась в Украину. Хата стояла без крыши, а тут приехала ее мама из Черниговской области из дома инвалидов.
У дедушки с бабушкой было трое детей. Все дети закончили музыкальную школу, получили высшее образование. Моя мама более 30 лет работает преподавателем музыки. Мамина сестра тетя Эмма училась «на фармацевта». Еще до окончания института у нее родился сын Дима, а впереди был еще год учебы и практика. Она «оставила сына на бабушку».
Когда Диме было два месяца, родился я. Нас обоих воспитывала бабушка – тетя Эмма уехала оканчивать учебу, а моя мама работала в музыкальной школе и была очень занята.
Когда мы подросли, стали бабушке помогать. И нам это нравилось. Бывало, принесет она дровишки в ведре – мы тут как тут. Вынимаем их из ведра и подаем ей в руки, а она кладет в плиту. Весело смотреть на трескучий огонь! Зимой бабушка гуляла с нами на улице. Как нам нравилось кататься на санках! У нас даже фотографии есть.
У Димы в Запорожье родился братик Владик. Бабушка взяла Диму и поехала нянчить обоих. Через полгода вернулась, чтобы сажать огород. А через месяц к ней привезли обоих внуков.
Бабушка нам в холодное время года все грела утюгом – и постель, и одежду. А после прогулки во дворе заводила в дом, раздевала и сажала нас на теплую духовку. Посадит, обнимет и держит, пока не согреемся. Наверное, поэтому никто из нас ни разу не заболел, не чихнул даже.
Бабушка рассказывала, что однажды, когда мы с Димой спали, возле дома остановилась машина «скорой помощи». Детский врач хотела сделать осмотр детей, но бабушка ее в дом не пустила: «Дети спят. У нас режим. Приезжайте в другое время», – сказала бабушка…
Так мы росли-подрастали. Потом переехали на другую улицу, но к бабушке через речку по мосточку бегали каждый день. В сарае все было в нашем распоряжении: молотки, гвозди, доски. Мы что хотели, то и делали, бабушка не запрещала. Все говорила: «Пусть руки к труду привыкают, в жизни все пригодится. Знания за плечами не носить»…