Дислексия у детей: что это и почему возникает?

Просмотров: 1504
16 января 2018 08:00
Вам, наверное, приходилось слышать о том, что есть дети, читающие задом наперед, искажающие структуру слов, смешивающие или заменяющие какие-то звуки при произношении на похожие. Возможно, вы знакомы с этими явлениями не понаслышке, и они касаются вашего собственного ребенка. Как бы то ни было, имеет смысл разобраться: опасны ли подобные отклонения, почему они возникают и как можно их устранить. Начать же стоит с определения термина «дислексия», объединяющего все описанное.

Дислексия - это частичное нарушение процесса чтения. При дислексии ребенок неправильно распознает различные знаки и символы. Малышу с таким диагнозом сложно распознавать буквы, складывать их в слова и произносить вслух. Кроме этого, такой ребенок не понимает смысла прочитанного. В большинстве случаев этому нарушению подвержены дети, но встречается оно и у взрослых, недугу которых в детстве не было уделено должного внимания.
Если подобные симптомы вы заметили у крохи в возрасте 2-6 лет, не стоит паниковать раньше времени. Ведь в этом возрасте у ребенка продолжают развиваться речь и фонематический слух, а значит, скоро он обязательно порадует вас своими достижениями.



Причины развития дислексии

Нейропсихологи связывают развитие дислексии с нарушением связей между определенными отделами головного мозга. Из-за этого малыш не понимает, как связать зрительный образ со словами. А среди причин такой особенности развития медики называют:
травмы шейного отдела позвоночника;
тяжелые инфекции, такие как менингит;
нарушения родовой деятельности: преждевременная отслойка плаценты, асфиксия плода;
осложнения при беременности, связанные с инфекциями (корь, герпес, краснуха) или употреблением токсичных веществ (наркотики, алкоголь, курение);
генетические заболевания.



Виды дислексии

Несмотря на яркую симптоматику дислексии, ее развитие вовсе не предполагает наличие всех проявлений. Симптомы всегда будут зависеть от вида дислексии. Специалисты выделяют такие виды нарушения:
1. Фонематическая. При этой форме дислексии малыш обычно путает звонкие и глухие, мягкие и твердые, свистящие и шипящие согласные, а также похожие по звучанию гласные: например, «ж-ш» (вместо «жар» читает «шар», вместо «у» читает «о» и т. д.). Кроме того, ребенок читает по буквам, а не по слогам, пропускает при чтении буквы, переставляет звуки и слоги.
2. Семантическая (так называемое механическое чтение). Ребенок читает все правильно, но понять смысл прочитанного не может. В процессе чтения каждое слово он воспринимает отдельно и не связывает его с другими словами. Соединить их в связное предложение он не может.
3. Аграмматическая. Ребенок не может согласовать род, число и падежные окончания существительных и прилагательных, а также род глаголов прошедшего времени единственного числа: например, «девочка пел», «интересный песня», «около дому».
4. Оптическая. Путает сходные по начертанию буквы или буквы, состоящие из одинаковых, но различно расположенных элементов: например, «В-З», «Н-И-П», «Р-Ь», «Ъ-Ь» и т. д.
5. Мнестическая. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку, потому не запоминает их.

Любой из видов дислексии требует внимания родителей и специалистов, однако подобные проблемы с произношением и письмом не следует считать признаком отставания в развитии.

Когда и к какому врачу обращаться?



Ваш 3-летний ребенок не радует успехами в чтении? Не спешите бить тревогу! Дети могут путать буквы и плохо запоминать прочитанное до тех пор, пока не созреет головной мозг и нервная система. Если у вашего чада нормально развита речь, фонематический слух, он четко произносит звуки, наберитесь терпения.
Обращаться к специалисту стоит тогда, когда у ребенка 5-6 лет имеются задержки в развитии, он путает, где правая, а где левая сторона, не запоминает дорогу, не умеет концентрироваться, невнимателен.
Первым шагом в диагностике дислексии должно стать посещение детского педиатра. Рассмотрев все признаки и сделав вывод о необходимости лечения, он направит ребенка к логопеду, который и будет проводить с ним основную работу.
После того, как логопед проведет несколько тестов на определение дислексии, ребенку может понадобиться консультация невролога или нейропсихолога. В случае, если невролог не выявит никаких серьезных нарушений, с крохой будет работать логопед и нейропсихолог.

Что делать родителям?



Чтобы помочь крохе справиться с этим синдромом, специалисты советуют поощрять игру в классики, составлять планы, рисовать различные схемы и т. п. Приучайте сына или дочь писать список задач на день, неделю или месяц.
Проблема считается решенной, когда ребенок «догоняет» возрастную норму. Он выучил алфавит, читает, понимает прочитанное, научился писать.
Пока школьник преодолевает трудности, поговорите с учителем, объясните ему проблему и попросите по возможности дополнительно проговаривать задания устно, предлагать ребенку с дислексией схемы, сделать обучение более наглядным и меньше опираться на текст.
Желаем вам успехов и крепкого здоровья, а также понимания того, что нет непреодолимых преград!
По материалам 4mama.ua.
Имя:
Ваш комментарий:

Похожие новости: