Главное - комфорт граждан: поляки делятся с нашими чиновниками опытом самоуправления. ФОТО
Переглядів: 1321
26 жовтня 2017 14:07

В Мелитополе польские чиновники рассказывают о развитии громад
Гости развеяли миф о том, что Украина скопировала польскую модель децентрализации и о том, что их модель совершенна.
Собственно, с этого и начался семинар, организованный поляками для мелитопольских чиновников.
- Когда мы приезжали в Украину, впервые после Майдана мы часто слышали, что вы будете вводить польскую модель децентрализации. Это не совсем правда. У нас не было никакой добровольной составляющей. Если бы нам позволили объединяться в громады на добровольных началах, мы бы, наверное, объединялись бы до сих пор. Ведь у нас есть такая поговорка – «Там где два поляка, там три разных мнения».
Также вы считаете, что польская модель децентрализации совершенная. Это тоже не совсем правда. Мы постепенно вносим в нее некоторые поправки - сказал вице-президент организации «Тerra humus» (один из организаторов семинара) Ярослав Битель.
Для начала он рассказал, о структуре административного деления, принятой в Польше.
При этом отметив, что проводить децентрализацию власти после падения коммунистического режима им было проще, чем Украине. Поскольку принятая ныне в Польше система административного деления уже существовала в стране до начала Второй мировой войны.
Страна разделена на воеводства, которые, в свою очередь, поделены на гмины, то есть территориальные громады. Каждая гмина имеет определенную автономию, может сама определять стратегию своего развития и направления для финансирования.
Денег, которые выделяет ЕС для развития территорий, на всех не хватает, так что получает финансирование та громада, проекты которой побеждают в конкурсах. И деньги идут не через столицу, а непосредственно на территории.
Громада вольна сама распоряжаться своими средствами, брать кредиты и привлекать инвестиции. Каждая гмина имеет свой собственный счет в банке.
- У нас нет такого понятия как казначейство. Мы с ним столкнулись, когда начали работать в Украине. И многие проекты наших партнеров затягивались на год-полтора только потому, что они не могли получить из казначейства предназначенные для них деньги. Это сильно тормозит развитие, – говорит Я. Битель.
Еще одна интересная деталь: центральная власть и воеводства не могут влиять на суть принятых советом громады решений. Воеводство контролирует лишь соответствие принятых решений законам государства. И если находятся не соответствия их предлагают устранить. Однако, если громада с этим не согласна, она может подать в суд.
То же самое касается финансовой деятельности. Счетные палаты не интересует, на что были потрачены средства громады, они следят лишь за соблюдением процедуры, например, открытостью тендеров.
Кстати, гости из соседнего государства говорят, что вся деятельность власти на местах у них абсолютно прозрачна. Это касается не только закупок. Любой гражданин вправе присутствовать на заседаниях совета громады, и принимать участие в работе депутатских комиссий. Также он может получить любой интересующий его документ, кроме тех, которые содержат личные данные чиновников. При этом объяснять, для чего ему этот документ, гражданин не обязан.
Я. Битель подчеркнул, что такая система управления дает свои плоды. Из почти 2,5 тыс. гмин еще ни одна не обанкротилась. Правда, одна громада на севере страны в предбанкротном состоянии. Это произошло из-за того, что она в свое время быстро взяла кредиты не у банков, а у займовых агентств. Государство проконтролировать не успело. Как результат экономический упадок громады. Однако если эта гмина все же обанкротится, управление на себя возьмет государство. Управлять территорией будет поставлен комиссар, который должен исправить положение и привести громаду к выборам нового руководства.
Остальные же гмины развиваются успешно. Причем многие из их проектов с финансовой точки зрения не прибыльны. Например, проекты, развивающие транспортные сети и сети энергоснабжения. Те же газопроводы строит громада. И когда уже произведена разводка по домам, газовые сети безоплатно передаются государственному предприятию, которое занимается газоснабжением.
Прибыли громада с этого не имеет, зато людям становится жить комфортней. Именно комфорт граждан - основная задача, поставленная перед громадами, говорят поляки.
Какими путями им удалось добиться успеха и вдохнуть новую жизнь в деградирующие поселения, они расскажут во второй части семинара.
.JPG)
.JPG)
.JPG)
.JPG)
Собственно, с этого и начался семинар, организованный поляками для мелитопольских чиновников.
- Когда мы приезжали в Украину, впервые после Майдана мы часто слышали, что вы будете вводить польскую модель децентрализации. Это не совсем правда. У нас не было никакой добровольной составляющей. Если бы нам позволили объединяться в громады на добровольных началах, мы бы, наверное, объединялись бы до сих пор. Ведь у нас есть такая поговорка – «Там где два поляка, там три разных мнения».
Также вы считаете, что польская модель децентрализации совершенная. Это тоже не совсем правда. Мы постепенно вносим в нее некоторые поправки - сказал вице-президент организации «Тerra humus» (один из организаторов семинара) Ярослав Битель.
Для начала он рассказал, о структуре административного деления, принятой в Польше.
При этом отметив, что проводить децентрализацию власти после падения коммунистического режима им было проще, чем Украине. Поскольку принятая ныне в Польше система административного деления уже существовала в стране до начала Второй мировой войны.
Страна разделена на воеводства, которые, в свою очередь, поделены на гмины, то есть территориальные громады. Каждая гмина имеет определенную автономию, может сама определять стратегию своего развития и направления для финансирования.
Денег, которые выделяет ЕС для развития территорий, на всех не хватает, так что получает финансирование та громада, проекты которой побеждают в конкурсах. И деньги идут не через столицу, а непосредственно на территории.
Громада вольна сама распоряжаться своими средствами, брать кредиты и привлекать инвестиции. Каждая гмина имеет свой собственный счет в банке.
- У нас нет такого понятия как казначейство. Мы с ним столкнулись, когда начали работать в Украине. И многие проекты наших партнеров затягивались на год-полтора только потому, что они не могли получить из казначейства предназначенные для них деньги. Это сильно тормозит развитие, – говорит Я. Битель.
Еще одна интересная деталь: центральная власть и воеводства не могут влиять на суть принятых советом громады решений. Воеводство контролирует лишь соответствие принятых решений законам государства. И если находятся не соответствия их предлагают устранить. Однако, если громада с этим не согласна, она может подать в суд.
То же самое касается финансовой деятельности. Счетные палаты не интересует, на что были потрачены средства громады, они следят лишь за соблюдением процедуры, например, открытостью тендеров.
Кстати, гости из соседнего государства говорят, что вся деятельность власти на местах у них абсолютно прозрачна. Это касается не только закупок. Любой гражданин вправе присутствовать на заседаниях совета громады, и принимать участие в работе депутатских комиссий. Также он может получить любой интересующий его документ, кроме тех, которые содержат личные данные чиновников. При этом объяснять, для чего ему этот документ, гражданин не обязан.
Я. Битель подчеркнул, что такая система управления дает свои плоды. Из почти 2,5 тыс. гмин еще ни одна не обанкротилась. Правда, одна громада на севере страны в предбанкротном состоянии. Это произошло из-за того, что она в свое время быстро взяла кредиты не у банков, а у займовых агентств. Государство проконтролировать не успело. Как результат экономический упадок громады. Однако если эта гмина все же обанкротится, управление на себя возьмет государство. Управлять территорией будет поставлен комиссар, который должен исправить положение и привести громаду к выборам нового руководства.
Остальные же гмины развиваются успешно. Причем многие из их проектов с финансовой точки зрения не прибыльны. Например, проекты, развивающие транспортные сети и сети энергоснабжения. Те же газопроводы строит громада. И когда уже произведена разводка по домам, газовые сети безоплатно передаются государственному предприятию, которое занимается газоснабжением.
Прибыли громада с этого не имеет, зато людям становится жить комфортней. Именно комфорт граждан - основная задача, поставленная перед громадами, говорят поляки.
Какими путями им удалось добиться успеха и вдохнуть новую жизнь в деградирующие поселения, они расскажут во второй части семинара.
Схожі новини: