Медреформа на пальцах: мнение экспертов

Переглядів: 1048

14 червня 2017 15:41

Медреформа на пальцах: мнение экспертов фото
У медицинской реформы, за которую сейчас идет борьба в Верховной Раде, есть несколько ключевых положений.

Поговорим о четырех из них:

– изменение финансирования на вторичном и на первичном уровнях (после голосования в Раде 8 июня этот вопрос отправлен на доработку);

– принцип сооплаты на вторичном и третичном уровнях (норма, пока не поддержана Комитетом по социальной защите и парламентом);

– гарантированный государством пакет медицинской помощи (принят в первом чтении – законопроект №6327 "О государственных финансовых гарантиях оказания медицинских услуг и лекарственных средств")

– и, наконец, возрастание роли семейных врачей.

Чтобы понять, что нас ожидает "Украинская правда. Жизнь" попросила представительницу Харьковской экспертной группы Иванну Ломоть-Якубову и координатора комитета по реформированию Украинско-немецкой медицинской ассоциации, руководителя практики "Медицина и фармация" ILF Елену Хитрову объяснить реформу буквально на пальцах.

ОТ ОПЛАТЫ "ЗА ДОМ" – К ОПЛАТЕ ЗА СПАСЕНИЕ


Сейчас финансирование больниц вторичного и третичного уровней (то есть, специализированной и высокоспециализированной помощи, преимущественно стационарной) схематично выглядит так:

Стоят две больницы. Первая и вторая.

В одной 10 коек и во второй 10 коек.

В первой обычно все места заняты, второй люди стараются избегать, там в среднем лежат 1-2 пациента.

Обе получают от государства по 10 грн (по гривне за кровать) – просто за то, что они стоят. Ни качество, ни количество услуг в нынешней системе финансирования не учитываются.

Никакого стимула для развития больниц, для оказания более качественных услуг эта система не создает. Поэтому теперь, говорит государство, давайте делать все иначе.

Сейчас никакого стимула для развития больниц, для оказания более качественных услуг эта система не создает. 

Допустим, в районе развита лесозаготовка и больница №1 зашивает 10 пальцев на месяц. А больница №2 – 2 пальца в месяц.

Зашить 1 палец стоит 1 грн.

Итак, больница №1 получит 10 грн на месяц, а больница №2 – 2 грн.

Но больница №1 умеет не только зашивать, а пришивать пальцы! (Что важно для лесного района).

А пришить палец – это уже 3 грн за раз.

Поэтому, если в придачу к десяти зашитым пальцам, еще и пять пришить, то получается 10+(5х3) = 25 грн в месяц! На эти деньги больница может содержать классного хирурга и покупать ему хорошие нитки.

Больница №2, в принципе, тоже пришивает пальцы. Но плоховато. А поскольку люди об этом знают и обращаются туда редко, их хирург пришивает пальцы крайне редко и теряет и без того низкую квалификацию. Это как на скрипке играть -- делать это надо ежедневно.

По мировым стандартам, если без метафор, хирург для поддержания квалификации должен принимать участие в пяти операциях в день: две делает сам, на трех ассистирует. Иначе – не развивается, теряет уровень, и доверять операцию таком районном врачу, уже немного сомнительно.

Так-сяк, но больница №2 все же пришивает 1 палец в месяц и в итоге имеет 5 грн.

Противники новой системы финансирования апеллируют к тому, что при таких условиях, получая всего 5 (условных) грн в месяц, больница №2 рано или поздно вынуждена будет закрыться.

"Недопустимо!" – кричат оппоненты реформы.

Скорее всего, что да, она действительно закроется. Но это не "измена" и не трагедия, как представляют это манипуляторы.

Зададим себе вопрос: зачем и ради чего сегодня мы тратим государственные деньги на содержание больницы, которая не способна предоставлять качественные медицинские услуги? Кому и для чего нужна больница-фикция?

Содержание таких больниц-призраков (которые вроде и есть, а смысла в них особого нет) ложится грузом и на государство, а на общество.

Зачем и ради чего сегодня мы тратим государственные деньги на содержание больницы, которая не способна предоставлять качественные медицинские услуги? 

Зато общине имело бы смысл вложиться в развитие первичной медицины (семейные врачи) такого качества, что позволила бы людям как можно меньше попадать в стационары. Продолжая трешевую, но, надеемся, понятную метафору пальцев, – вложиться в систему предохранителей.

"Но как мне с оторванным пальцем ехать через весь район!"

А вот это уже вторая задача: поддерживать разветвленную сеть амбулаторий, травмпунктов и станций скорой помощи. То есть, гарантировать, что врачи первички или парамедики смогут в считанные минуты остановить кровь и доставить лесоруба-неудачника вместе с его пальцем к Спецбольнице.

Впрочем, кто сказал, что больница №2 непременно должна закрыться?

Если больница получит автономию, то при хорошем менеджменте она может опомниться и сделать множество полезных вещей: нанять другого хирурга. Найти инвестора и купить прочее оборудование. Отправить хирурга на переквалификацию. Научиться программам реабилитации пациентов с пришитыми пальцами и зарабатывать на этом.

И мало что можно сделать при хорошем управлении?

И еще одна важная деталь. Сегодня деньги идут в больницы от государства, просачиваясь через сито различных промежуточных органов. По дороге частично "усыхают". Свободы в решении – на что конкретно потратить эти не слишком большие деньги, главврач не имеет.

Если же законопроект № 6327 "О государственных финансовых гарантиях оказания медицинских услуг и лекарственных средств" будет принят во втором чтении со всеми нужными нормами, то распределением средств займется новый орган-закупщик: Национальная служба здоровья (НСЗУ).

Задачей НСЗУ будет заключить контракт с больницей и платить за каждый пришитый палец по факту. А не за то, что больница просто стоит.

ЗАВТРАК ПОЛУЧИМ ОТ ГОСУДАРСТВА, А НА УЖИН ДАВАЙТЕ СКИНЕМСЯ


По подсчетам Всемирного банка, объем рынка медицинских услуг в Украине – около 200 млрд грн.

Точной цифры никто не знает, оценки колеблются от 160 до 300 млрд грн, ведь посчитать деньги, которые "оседают в карманах", невозможно.

Из этих приблизительных 200 млрд, 50 млрд – деньги из госбюджета. Прогнозируемая Кабмином государственная субвенция на 2019 – 70 млрд, к 2020 – 90 млрд грн.

И эти 50 млрд тонким слоем размазаны по медицинскому рынку, поэтому пациент получает бесплатные услуги, как в рулетке, – повезет/не повезет.

Повезло – платит государство, не повезло – платите пополам или ты сам, не повезло совсем – заплатил и ты, и государство, а качественную услугу ты так и не получил. Почему не получил – ну, например, потому, что оборудование в больнице старое. А старое оно потому, что государственных денег хватило только на мизерные зарплаты, пшеничный суп и отопление, а деньги "в конвертах" превратились в лексус главврача.

Давайте сравним медицинские услуги – с питанием. Завтрак и ланч – это услуги первично медицины, а обед и ужин, соответственно, специализированная и высокоспециализированная помощь.

Сегодня государство вроде гарантирует бесплатное питание "all inclusive" всем, всегда и в полном объеме. А по факту, как уже было сказано, система работает как казино: повезло/не повезло. Ведь чтобы прокормить всех государству нужно 200 млрд, а она имеет только 50.

И вот наконец государство признается: "Ребята, реально, я не могу заплатить за весь рацион. Но за завтрак, ланч и бутылку воды в дорогу, зуб даю, заплачу. И не "повезет/не повезет", а гарантировано 100% при любых обстоятельствах. То есть, куда бы ты не пришел, в сельскую хижину, городскую столовую или роскошный ресторан – завтрак, обед и бутылка воды тебе от меня будут всегда".

За обед и ужин, говорит государство, давай честно платить вместе. Часть ты, часть я. Ибо, реально, моих 50 млрд на всех украинцев давно уже не хватает. Хочешь платить меньше – покупай страховку, и тогда твою часть будет платить страхователь.

Причем где обедать и ужинать – ты выбираешь сам. Хочешь гламурное место – доплачиваешь больше за дополнительные услуги и/или интерьер.

Кстати, говорит государство, когда мой бюджет будет расти – моя доля в обеде и ужине будет становиться больше и больше.

Если без метафор, то принятый в первом чтении законопроект №6327 закрепляет гарантии, что государство 100% профинансирует

– экстренную,

– первичную (с учетом необходимых анализов и исследований),

– паллиативную

– и частично специализированную и высокоспециализированную медицинскую помощь

Как именно будет выглядеть государственный гарантированный пакет, сколько услуг вторички и третинки в него войдет, – будет определяться ежегодно при принятии Госбюджета.

То есть, если совсем на пальцах, то к этому времени Государство гарантировало все, все, а давала "что получится", то теперь она гарантирует лишь часть, но – гарантирует.


К этому времени Государство гарантировало все- все, а давала "что получится", то теперь она гарантирует лишь часть, но – гарантирует. 

Оставив в стороне метафору о обедах, отметим еще несколько. Сегодняшний объем стоимости медицинских услуг не только невозможно реально посчитать, он еще и плохо сбалансированный. Ведь часто услуги, которые продают пациентам непорядочные врачи хоть в частных, хоть в государственных больницах на самом деле абсолютно ненужные.

И вместо того, чтобы вложиться в профилактику, здоровый образ жизни, в конце концов, зарплату семейного врача, который вовремя заметит нездоровые симптомы, – мы так часто платим за лекарства с недоказанной эффективностью, лишние анализы и фиктивные процедуры.

Образно говоря, едим леденцы в виде петушков, вместо того, чтобы купить пару кило моркови и риса.

Собственно, "заставить людей есть много здоровой моркови" – и является одной из ключевых задач реформы.

Чем проще человек обращается за помощью к своему семейному врачу, чем меньше затягивает обращение, чем лучше этот врач – тем меньше у нее вообще шансов попасть на вторичный уровень. Большинство проблем нормально решаются на первичке.

Все нормально реформированные системы медицины уменьшили количество "койкомест". Люди получают полноценную амбулаторную помощь на первичном уровне и вопрос сооплаты, на котором так много спекулируют оппоненты нашей медреформы, действительно возникает не так часто.

Источник: http://life.pravda.com.ua


Имя:
Ваш комментарий:

Схожі новини: