4 ноября – день железнодорожника Украины

Просмотров: 1908
4 ноября 2016 21:30
4 ноября – день железнодорожника Украины фото
Фото Сергея КРЫЛОВА: Из кабины машиниста мир кажется другим.
Мелитопольское локомотивное депо - это целый город, «населенный» электровозами и тепловозами.

Сегодня через Мелитополь ходит меньше пассажирских поездов и больше - грузовых. Локомотивы стоят длинными рядами и ждут своего часа, когда можно отправляться колесить просторы Украины.

Рядом с ними люди кажутся маленькими и незначительными. На самом деле это не так. Ведь именно человек приводит в движение огромный локомотив, который тащит через всю страну десятки вагонов. И вот он, такой человек, передо мной: машинист электровоза Григорий Марущенко. Ему 52 года, из них 29 посвящено железной дороге.

С чего начинается путь

Григорий отучился в училище железнодорожников, потом работал помощником машиниста - изучал все тонкости профессии. После окончания дорожной школы в Днепропетровске получил права машиниста. А через год поехал в свой первый самостоятельный рейс.
Поначалу ездить было страшно. В дороге может случиться что угодно, а ведь за твоей спиной и техника, и человеческие жизни, за которые ты несешь ответственность, в том числе и уголовную. Вот почему главное для машиниста - быть спокойным, уравновешенным человеком. Очень важно иметь хорошее здоровье: сердечников, язвенников, людей с плохим зрением в машинисты просто не возьмут. Григорий уравновешенным был всегда, а за годы сидения у руля локомотива, научился удерживать самообладание в самых неожиданных ситуациях.

- С чего начинается путь? Сейчас расскажу, - начинает он. - Сначала берешь маршрут, проходишь медкомиссию. Потом знакомишься с приказами: ведь время от времени меняются нормы скоростей, графики движения поездов. Дежурный по депо говорит, какую машину принимать. Затем с инструментом проверяешь тяги, колодки, вентиля и все наружное оборудование. Потом поднимаешься электровоз, смотришь, в порядке ли краны, пломбы, сигнализация, высоковольтная камера. Вся приемка длится 45 минут. За полчаса до выхода отправляешься на станцию, дежурный запускает тебя в работу. Подъезжает поезд, к нему прицепляют локомотив. И вот ты в дороге.
Монотонный звук вентилятора убаюкивает, но ты не имеешь права ослабить внимание ни на миг. (Между прочим, в кабине тепловоза постоянный шум - гудит дизель, вот почему обычная проблема машинистов - ухудшение слуха). От многочасового сидения затекает шея, ломит спину. Совсем другое дело - на стоянках, тут можно и ноги размять, и чайку выпить, и перекусить домашними припасами из «тормозка». Кстати, ехать легче в обратном направлении: хоть и чувствуется усталость, но ведь домой же едешь!

Самое главное - самообладание

В дороге могут случиться самые непредвиденные ситуации, рассказывает Г. Марущенко. Однажды дети соорудили баррикаду прямо на рельсах. Пришлось останавливать состав, разбирать баррикаду и только потом отправляться дальше.

Еще одна трагическая грань жизни машиниста - человек под колесами. Есть определенные участки пути, где чаще всего случаются такие трагедии - Запорожье-1, Запорожье грузовое, станция Вольнянск. Под поезд попадают не только самоубийцы! Сегодня люди стали невнимательными: идут, слушая музыку или разговаривая по мобильному, и просто не слышат громкого сигнала машиниста! Невозможно мгновенно остановить поезд. Сбитого вытаскивают уже из-под третьего-четвертого вагона. Каждый машинист за свою жизнь сбивает людей.

От аварий Бог миловал - в жизни Г. Марущенко их не было. А вот товарищ однажды вел поезд на перегоне Таврийск-Плавни. После дождя мост просел, образовав выемку в насыпи. Машинисту сообщили об этом лишь за 20 минут до подхода к опасному участку. И хотя это был очень маленький отрезок времени, удалось предотвратить крушение состава. А ведь это конструкция огромная: тепловоз тащит за собой до ста грузовых вагонов, электровоз - обычно 19-20, но может и больше тридцати.

В узкой кабине машиниста хватает места только для двоих. Последние четыре года вместе с Г. Марущенко его верный товарищ - Олег Кутафин, помощник машиниста.

- Очень важно иметь надежного помощника, - объясняет машинист. - ведь он дублирует тебя, контролирует, где нужно изменить скорость, содержит в порядке и чистоте электровоз. Это первый человек, который сообщит о неисправности электровоза. Я работал с очень разными людьми, общий язык можно найти со всеми.

Недавно они вернулись из длительного рейса, который длился 12 часов. Восемь часов были в пути на колесах. После рейса Григорий Дмитриевич отсыпается - часика три, а потом принимается за обычную домашнюю работу. Семья машиниста - это супруга Светлана Михайловна и взрослый сын Вячеслав.

Г. Марущенко водил поезда в самых разных направлениях. Чаще всего - на Харьков, Ясиноватую, Донецк. Есть и короткие перегоны - на Новоалексеевку, когда ведешь локомотив по рельсам чуть больше часа. В 2014-м еще направлял поезда на Иловайск, дважды попадал под бомбежки. В 2001 году машинист получил звание «Почетный работник транспорта Украины», а через десять лет стал заслуженным работником транспорта Украины.

…За три десятилетия намотаны миллионы километров. О выбранном пути Григорий ни разу не пожалел: уж очень любит дорогу. Мы идем с Григорием Дмитриевичем по депо, лавируем между стоящими локомотивами, по узкой отвесной лесенке забираемся в кабину электровоза. Через стекло дорога видна, как на ладони. Счастливого пути во всех ваших рейсах, машинисты! 




Имя:
Ваш комментарий:

Похожие новости: