Когда откроют кафе и рестораны?

Просмотров: 602

Бизнес в ожидании сроков и правил сверху.

Госкомиссия обрадовала решением разрешить объектам общественного питания с 18 мая раскрыть свои двери для посетителей, но с выполнением ряда санитарных норм. Пока только известно, что это будет не более 30 посадочных мест. Другие условия еще не озвучены. Поэтому бизнес в ожидании правил сверху.

Вечером 14 мая стало известно, что в Алматы это произойдет не 18 мая, а возможно 25 мая. Насчет Астаны сроков по открытию столовых, кафе, летних террас и других объектов общепита еще нет, говорят в управлении по инвестициям и развитию предпринимательства, ждут постановления санврача города.

Одним словом, неопределенность еще сохраняется.

Корреспондент inbusiness.kz обзвонил рестораторов, с тем, чтобы узнать, готовятся ли они к открытию, какпрошли режим ЧП.

Елизавета Журкина-Рапопорт, Руководитель ресторанов "Leo’sCafe&Terrace" и "ОДЕССА рЭсторан" (Алматы)

- Сказать о сроках работы пока сложно сказать, с учётом того, что к нам не пришло никакого предписания, официального постановления об открытии. Информацию мы узнаем из интернета. 13 мая из интернет-ресурсов стало известно, что 18 числа разрешили открыть террасы, начали готовиться, но еще не озвучены условия работы, то есть как будем работать? Каким будет график? Звонила в акимат и узнала, что они сами еще не располагают полной информацией. Хотелось бы в этом вопросе большей ясности, ведь речь идет о бизнесе. (Позже к вечеру в СМИ сообщили о 25 мая – прим. Ред).

У нас 5 заведений - три ресторана и 2 кофейни, одна из них находится в ТРЦ Меga. Все они были закрыты во время ЧП, кроме одного на доставку. Пришлось пойти на это, потому что у наших сотрудников не было разрешения на въезд в город, мы смогли сделать пропуски только трем. У нас есть своя служба доставки, но не было разрешения на передвижение автомобилем. В целом, учитывая аренду помещений, то, что практически весь персонал, 80% находится за пределами города Алматы, мы не смогли работать на доставку.

Даже если мы откроем двери, смогут ли сотрудники приехать на работу? Насчет вашего вопроса о дальнейшей стратегии, я думаю, это будет четко видно после первых дней открытия.

Константин Авершин, руководитель сети пунктов быстрого питания RedDragon (Алматы)

- В первые дни карантина мы закрылись, потом возобновили работу. Сложно было с передвижением городу, потому что все время выходила путаница в базах, у нас многие сотрудники живут за пределами города. Выручка упала в тот момент в 3-4 раза. У нас сеть торговых точек уличного питания. Наша компания изначально еще в 2009 году задумывалась, как антикризисный формат общественного питания.

Я считаю, что это был сильный удар по бизнесу, с другой стороны, любой кризис - это новые возможности. Мы провели ремонтные работы на производственной базе, переоценку критериев отбора, поняли, кто из сотрудников может работать в режиме ЧП. Впринципе, с оптимизмом смотрим в будущее.

Мы занимаем средний сегмент рынка. Те, кто сейчас приближен к уровню люкс, скорее всего, перейдут в наш сегмент. Цены те же, мы долго их держали на одном уровне. Повышать будем однозначно. Никому не секрет, что поставщики подняли цены. Мы не можем работать в минус. Будем стараться повышать по минимуму. У нас почти все продукты местные, кроме специй и морепродуктов. Они завозятся из Гонконга. Были перебои с поставками, мы вынуждены были менять меню, потому что отдельные позиции из-за отсутствия специй потеряли свои вкусовые свойства.

Все точки, которые находились у нас в торговых центрах, мы закрыли. У нас работали только мобильные точки, которыесоответствовали всем рекомендациямкарантинного времени. Сейчас нужно будет бизнесу прийти в себя и действовать.

Зулхайнар Жылкайдар, владелец ресторана «Узбекистан на Кенесары» (Нур-Султан):

- В период ЧП мы пытались работать на доставку, но это не оправдывало себя. Заказов было немного. Все встало практически. Вчера в профильном чате скидывали информацию, что если прирост по заболеваемости будет невысоким, то 18 мая нас запустят.

Я сейчас привожу в порядок территорию, летник, обновляем вывеску.

Сообщили, что до 30 человек в помещении должно быть. Будет ли меняться меню и цены?Во время карантина все абсолютно подорожало, учитывая, что и до ЧП, был мировой кризис, платежеспособность у людей снизилась, не буду поднимать.

Помещение принадлежит родственникам, поэтому в этом плане легче, с ними я договорюсь. У многих коллег была аренда, они погорели на этом. Сейчас нужно оплатить коммунальные услуги, денег пока нет. Поставщики ждут, пока мы запустимся. Что будет дальше? Честно говоря, не знаю. 5 лет работал, раскручивал ресторан, все было нормально. Могу пока сказать, что такого как раньше, наверное, не будет. По крайней мере, в первый месяц.

Почти полгорода без работы сидит. Вы знаете, сколько мне людей звонило с просьбой их трудоустроить, просили любую работу, потому что детей нужно было кормить.

Если в течение месяца не будет просвета, тогда легче будет заняться другим бизнесом.

Рашида Шайкенова, Казахстанская ассоциация гостиниц и ресторанов:

Информация каждый раз меняется и поэтому сложно понять, что и как относительно дат. Ресторанный бизнес лежит на боку, это однозначно. Мы все понимаемопасность пандемии, но в то же время сегодня грохнувшаяся экономика и пандемия вышли на один уровень по последствиям. Экономика перестала работать в нашем сегменте, это тысячи люди, которые остаются без средств к существованию. Эта гибкая сфера, ориентированная по потребителя. А если ему запрещено потреблять, то эта сфера начинается загинаться. Рестораторам разрешили летники. Предприятия стояли 2 месяца, нужно время, чтобы запустить все механизмы, заняться закупкой продуктов. В условиях девальвации мы слышим бодрые разговоры о том, что цены не повысились, но это не так. Нужно работать с ценами, поставщиками. Рассчитывать на то, что услуги в сфере общественного питания возродятся, и быстро предприятия начнут зарабатывать - это иллюзии. Понадобится время для восстановления, и конечно, есть вероятность того, что кто-то не откроется.

Айгуль Тулекбаева, новости Казахстана Atameken Business.