Украинцы женятся, чтобы развестись

Просмотров: 1249
13 березня 2013 13:50
В студенчестве я каждую свадьбу воспринимал как чудо. В суетливой толкучке люди опознали друг друга по еле уловимым признакам, не отмахнулись от посланных знаков и сумели договориться. Счастливый заговор двоих против всех состоялся.

Сейчас свадьбам я уже не радуюсь. Но вот разводы не перестали удивлять и огорчать.

Помню, как расстроился из-за развода Влады, тогда ещё Литовченко. Мы были мимолётно знакомы с известной красавицей. Осенью кризисного 1998 года я брал у неё шутливое интервью, спрашивал, как семья готовится к тяжёлой зиме, сколько припасено картошки, сахара и прочего. Она отвечала холодно, но вполне вежливо: муж не велел ничего заготавливать, сказал, что и так зиму проживём. Недавно Влада расторгла уже третий брак. Это снова и удивило, и огорчило.

Ещё сильнее расстроил развод Маргариты Сичкарь и Владислава Ващука. Маргарита много лет охотно рассказывала газетчикам и показывала телевизионщикам, как здорово они живут. Истории о том, как красиво Владислав за ней ухаживает и делает подарки на дни рождения, пересказывались не в одной компании под вздохи зависти. Но теперь она так же открыто и, кстати, очень точно формулирует причину разрыва: «Я развивалась, а он не успевал за мной».

Кому-то статистика браков и разводов последних лет может показаться не такой уж безнадёжной. По крайней мере, женятся люди почти втрое чаще, чем расстаются. И хотя Украина на пару с Россией считаются едва ли не лидерами в Европе по количеству официальных расставаний, но и заключают союзы у нас достаточно часто. Особенно в западных областях. Правда, я бы не заблуждался по поводу таких подсчётов. В сёлах может и 10 свадеб на 1 развод получиться, а вот в городах соотношение наверняка один к одному.

Ужас, с которым наблюдаешь за эмоциональным взаимным террором, проникшим в жизнь знакомых пар, стал уже привычным. При этом выясняются две простые истины: люди очень разные, а семейная жизнь хлопотлива и полна бед. Супруги постоянно поддевают друг друга, жалуются друг на друга и рассказывают обидные для партнёра детали совместного проживания. Причём по отдельности — вполне адекватные и культурные люди. Но в общем энергетическом поле происходит какое-то замыкание, и мелкая взаимная травля возобновляется.

Когда-то семью скрепляли традиции, мнение окружающих, экономические соображения и религия. Сегодня всё это практически не действует. Остаётся только любовь и ещё — интерес к другому человеку. Но ведь это материи воздушные, уязвимые и быстропроходящие. Психологи за пять минут вам пояснят, почему традиционная патриархальная семья с чётким распределением ролей (муж-добытчик, жена — хранительница очага) себя исчерпала. Однако другой устойчивой модели семьи пока не придумали.

Возможно, создать новую, более надёжную систему супружеских отношений получится, если присмотреться к технике построения деловых отношений. В бизнесе принципы парт­нёрства давно устоялись: стороны должны одинаково понимать общие цели сотрудничества, договориться о разделении функций и процессе взаимодействия и гарантировать друг другу надёжность. В итоге обе стороны обязаны получить выгоду. В новой, «партнёрской», семье должно быть так же, при всей относительности сравнения. Но беда даже не в том, что мы так ещё не умеем. Проблема в другом — большин­ство молодожёнов пока не догадываются, что им придётся строить какую-то новую «партнёрскую» семью. Так зачем жениться, если всё равно придётся разводиться?

Учитывая ситуацию, наверное, очень полезно было бы ввести в загсах новый ритуал. Если бы я был депутатом, то протолкнул бы это даже на законодательном уровне. Нужно обязать регистрирующих тётенек, чтобы вместо пустых напутственных речей и дурацких церемоний вроде топтания на рушнике они деликатно, но уверенно разъясняли молодым всю фатальность и непрочность их предприятия. Мол, если хотите обменяться кольцами, выпустить голубей и сфотографироваться на фоне Тараса Григорьевича — пожалуйста. Но не ждите, что будете жить долго и счастливо и что умрёте в один день. Учтите: институт семьи переживает страшный кризис, он разваливается прямо на наших глазах. И ждёт вас или относительно безобидный вариант — «пожили три года и счастливо разбежались», или, для особенно терпеливых — «лет пять жили вроде неплохо, а потом всё испортилось, и ещё 15 годков мучили друг друга, пока смерть не разлучила нас».

Михаил Вейсберг, предприниматель, бизнес-тренер.




Похожие новости: