Как мелитопольский журналист с парашютом прыгал

Просмотров: 1069
26 липня 2020 09:31
Прыжки с парашютом - это незабываемые впечателния

26 июля отмечается День парашютиста. В преддверии праздника редакция решила подготовить материал об этом виде спорта.

А поручили его мне, поскольку некоторый опыт прыжков у меня есть. Правда, ввиду дороговизны с 2013 г. я не прыгаю, но вспомнить есть что. Да и для тех, кто решит попробовать, этот материал будет полезным.

Три секунды падения

О том, как обстоят ныне дела с парашютным спортом в Украине, и ценах на прыжки я расскажу ниже, а пока немного о впечатлениях.

Отмечу, что начинал я еще в 2000 г. по программе ОСОУ (Общество содействия обороне Украины, приемник ДОСААФ - Д. В.). Тогда желающие прыгнуть платили лишь небольшой процент от действительной стоимости прыжка. Если мне не изменяет память, первый опыт я получил за 30 грн. Так что дело это было доступное.

Собственно, в некоторых случаях вообще можно было не платить. Например, во время прыжков в рамках подготовки к показательным выступлениям на авиашоу. Или если на аэродроме находилась работа, за которую можно было получить прыжок. Например, прополоть стыки 30 плит на взлетной полосе.

Обучение же тогда начиналось с прыжков с десантными парашютами, потом спортсмены переходили на учебно-тренировочные системы и, получив навыки свободного падения, допускались к парашютам типа "крыло".

Конечно, прыжки - это незабываемые впечатления и адреналин. До сих пор помню, как было страшно в самолете перед первым прыжком. Все подумывал, не отказаться ли. Все же решился, но когда вышел за борт, и в лицо мне ударил поток набегающего воздуха, первой мыслью было: «Зачем я это сделал?». Время растянулось. Три секунды падения под стабилизирующим парашютом (он держит парашютиста в положении ногами вниз - Д. В.) показались мне вечностью. Зато восторг от открывшегося купола и ощущение неземной свободы словами не передать.

Сложно описать и чувство свободного падения. Первый такой опыт у меня был на третьем прыжке. Длилось падение опять же три секунды, только стабилизации уже не было, как и необходимого навыка. Так что перед глазами мелькали то небо, то земля, причем в разных ракурсах. Благо парашюты новичкам выдавали раскрывающиеся из любого положения. Как раз то, что нужно, чтобы неопытный спортсмен и с падением познакомился, и кайф получил.

А верх блаженства, по крайне мере, для меня, - 50 секунд свободного падения с высоты 4200 метров. Управление парашютом тоже занятие интересное. Особенно, когда начинает получаться приземляться не абы где, а в районе намеченной цели.

И естественно, нельзя не сказать о красоте. Через иллюминатор самолета небо и земля выглядят не так, как при рассмотрении без всяких преград. Особенно захватывает, когда прыгаешь в облачную погоду. Либо навстречу сплошной пелене облаков, либо в окружении облачных массивов, напоминающих горы. Опять же ощущения непередаваемые, лучше хотя бы раз увидеть это самому.

Байки и мифы

Собственно парашютный спорт - это не только прыжки и изучение теории. Это еще и общение, обмен опытом, впечатлениями и просто веселыми историями, основанными на реальных событиях. Так называемыми байками. Не могу не удержаться, чтобы не рассказать свою любимую, которую слышал от первого инструктора.

Дело было в 1970-х годах на показательных выступлениях парашютистов. Зрителей собралось довольно много. Еще бы, спортсмены ведь не просто прыгали, а выполняли различные трюки. Был и номер «спасение человека в воздухе».

Из самолета выбрасывали манекен, имитирующий человека без сознания. Спортсмен должен был догнать его в свободном падении и раскрыть ему парашют. Стоит отметить, что зрителей об этом никто не предупреждал. Cоздавалась иллюзия, что человек действительно терпит бедствие.

Пока борт подлетал к зоне выброски, на земле авиатехник решил под шумок расслабиться. Взял бутылку водки, банку помидоров и пошел в каморку.

Подошло время номера. Манекен выбросили, только вот догнать его у спортсмена не получилось. И надо же такому случиться, что упал это манекен, как раз на коморку, где прохлаждался техник.

К месту падения побежали люди, приехала дежурившая на аэродроме «скорая». И вот из каморки вылезает техник весь в помидорах и говорит: «Спортсмены, мать их, поймать нормально не могут». Врач «скорой» потеряла сознание…

Помимо баек, прыжки с парашютом овеяны мифами. Пройдусь по наиболее распространенным.

* «При раскрытии парашют подбрасывает вверх». Абсолютно не верно, такая иллюзия создается у обывателей, просматривающих видеозаписи прыжков. Стоит понимать, что снимает спортсмена другой парашютист, с камерой на шлеме. И когда объект съемки раскрывает парашют, оператор продолжает падать.

* «Кто боится высоты, прыгать не может». Многие так и объясняют свое нежелание прыгать, когда им предлагают. Но был у нас в клубе парашютист, который и стоя на табуретке, чувствовал себя не уютно. А вот прыгал без проблем. Дело в том, что чем дальше от земли, тем меньше воспринимается высота. Земля превращается в цветной ковер с геометрическими фигурами полей, узорами из лесонасаждений и водоемов.

* «Парашютный спорт один из самых опасных». Неправда. У парашютистов всегда есть запасной парашют. А статистика говорит, что гораздо опаснее лазать по скалам, особенно без страховки, кататься на лыжах или мотоциклах.

* «Тех, кто боится, выталкивают из самолета». Никто никого не выталкивает. Такое даже в армии не практикуется, по крайней мере, не положено. Ведь от сильного страха и разрыв сердца может быть. Отказники остаются в самолете под надзором инструктора. Чтобы вдруг не надумали выпрыгнуть в неположенном месте. Но не думайте, что таким образом удастся прокатиться на шару. Прыжки осуществляются с полной предоплатой. Прыгнул, не прыгнул - неважно. Место в самолете занимал, топливо потрачено, так что деньги никто не вернет.

Денежный вопрос

Кстати, о финансовой стороне вопроса. Сейчас ОСОУ прыжки уже не организовывает. Этим занимаются частные клубы на коммерческой основе. Соответственно цены должны покрывать расходы.

Цена на спортивные прыжки для лицензированных парашютистов варьируется в зависимости от высоты и вида прыжка. Так с 1000 м можно прыгнуть за 450 грн. Более высотные прыжки, вплоть до 4200 м, стоят от 750 до 1200 грн.

Для тех, кто просто хочет насладиться падением и полетом без претензий на спорт, существует услуга тандем-прыжка. То есть человек пристегнут к высококвалифицированному инструктору. Они падают с большой высоты под стабилизацией в положении животом вниз. За развороты в падении, управление раскрытым парашютом и приземление полностью отвечает инструктор. Так покататься стоит 4200 грн. Это если вес не более 90 кг. За вес от 90 до 120 кг придется доплатить еще 300 грн. Ну а люди с весом более 120 кг к прыжкам не допускаются.

Новички или так называемые перворазники прыгают по программе «Статик-лайн». Прыжок осуществляется с 1000 м с принудительным раскрытием парашюта. То есть достаточно только выпрыгнуть и через секунду-полторы уже паришь под парашютом. Он, кстати, как и спортивный относится к типу «крыло», но так называемой студенческой модификации. Такие системы менее скоростные и прощают некоторые ошибки. Прыжок «Статик-лайн» стоит 2300 грн. Каждый повторный в течение месяца - 1900 грн.

Для тех же, кто хочет научиться свободному падению и получить лицензию парашютиста Международной федерации авиаспорта, существует ускоренная программа подготовки «AFF» (Accelerated Freefall). Обязательное условие для ее прохождения - наличие хотя бы одного прыжка «Стаик-лайн».

Состоит «AFF» из двух курсов. В начальном восемь прыжков с высот от 3900-4200 м. Сначала студента сопровождает два инструктора (они помогут принять правильное положение в воздухе), потом один (будет падать рядом). Обучаемый приобретает начальные навыки свободного падения и учится выполнять простейшие фигуры - развороты и сальто. Также приобретаются навыки управления крылом.

Прыжки делятся на категории сложности, их цена колеблется от 2700 до 4400 грн.

После прохождения первого курса можно выполнять самостоятельные прыжки, но под контролем инструктора. Статус студента сохраняется.

Второй курс из 11 более сложных прыжков. Навыки совершенствуются, после чего следует контрольный прыжок и получение сертификата парашютиста. Цена прыжков второго курса - 1400-2700 грн в зависимости от сложности.

Цены указаны округленно и в разных авиаклубах могут варьироваться. В среднем полный курс обучения будет стоить около 50 тыс. грн.

Фото из архива автора




Похожие новости: