Как в Мелитополе советские органы госбезопасности на людей охотились (ФОТО, ВИДЕО)

Просмотров: 1526
20 грудня 2019 15:09

Агенты Министерства госбезопасности в Мелитополе и Мелитопольском районе сразу после войны 1941-1945 гг следили за всеми, кто так или иначе мог мечтать о свободной Украине.

О том, как органы безопасности СССР устраивали охоту на людей в Мелитополе, рассказал запорожский историк Юрий Щур. Он презентовал в музее свою книгу "Боротьба радянських органів безпеки з українським націоналістичним рухом на Запоріжжі (друга половина 1945- 1949 роки).

Первый вопрос, который я задала автору, много ли представителей националистического движения было в нашем регионе.

- Мелітополь в часи німецько-радянської війни був одним з центрів ОУН. Тут був окружний провід, який об*єднував не тільки Мелітополь і район, а і сусідні території. Найвідоміше ім*я -  Іларіон Курило-Кримчак, - рассказывает Ю.Щур.

Уточняет, безусловно, националистическое движение на Мелитопольщине было менее массовым, чем на Западной Украине, например. Главных причин две. - Це географія, звісно, бо до ідеї ховатися в плавнях річки Молочної місцеві віднеслися дуже скептично. А іще Голодомор і репресії. Дуже багато потенційного протестного елементу було вибито. На 1943 рік ОУНівців в області було встановлено кілька сотен. А в період після 1945 року  - то всього півтора десятка людей. Але я хочу сказати, ми розбалувані  радянською пропагандою. Нам здається що підпілля  - це мають бути тисячі людей, а насправді в умовах війни і окупації десять - це вже багато.

Для борьбы с инакомыслящими в СССР были созданы различные карательные органы. Националисты попадали в поле зрения МГБ - министерства госбезопасности.

В своей книге автор собрал архивные документы, которые изданы, в том числе, и этой структурой и долгие десятилетия имели гриф "Совершенно секретно".

- Архіви Запоріького КДБ три дні спалювали в пічах Запоріжсталі три дні . Але дещо збереглося - більше в Києві, але достатньо і в архіві СБУ, - рассказывает Ю. Щур о работе над книгой. 

Пересказать ее содержание невозможно. Но если обобщить, то гэбэшники боролись с националистами с переменным успехом.

С одной стороны были вполне себе успешные агенты. Например, "Степова" Надежда Строцкевич, которая внедрялась в сообщества людей, мечтающих об Украине без гнета СССР.

Родилась она в 1912 году в Польше, в семье крестьян. По профессии была учительницей, работала в НСШ-18 Мелитополя, воспитывала семилетнего (на момент составления справки) сына. Завербована  в сентябре  1945 года начальником горотдела МГБ Мукасеевым "с использованием компрометирующих материалов".

А дальше "послужной список" 33-летней агентки :

"По материалам "Степной" были арестованы объекты  разработки "Галичане"  - Цаль и Занко;

В июле 1946 года "Степная рейдировалась в Западные области УССР для выявления инспираторов организованных выездов переселенцев-украинцев на Запад... задание  выполнила...

В работе дисциплинирована конспиративна, с трудностями не считается, положительно и быстро ориентируется в сложившихся ситуациях, умело входит в интересующую нас среду, располагает большими связями среди ОУНовского подполья на Западе..в двурушничестве не замечена...."

С другой стороны, проверки выявили неудовлетворительную агентурно-оперативную работу  Мелитопольского горотдела МГБ, которым руководил как раз тот самый Мукасеев.

Акт обследования, подписанный замначальника УМГБ Запорожской области гласит:

"В практике работы ГО МГБ нет целеустремленности по приобретению квалифицированной агентуры... слабо ведется работа по выявлению агентуры иноразведок... хотя в Мелитополе был вскрыт окружной провод ОУН, работа по этой линии находится в запущенном состоянии... работа по линии интеллигенции и среди молодежи доведена до состояния развала... распоряжение начальника УМГБ о приобретении каждому оперативнику явочных или конспиративных квартир не выполнено..."

Впрочем, историк напоминает, не ко всем выявленным "националистам" вполне можно применить это звание.

Вот например, жителя села Терпение Мелитопольского района - уроженца Волыни 46-летнего Наркиса Скоропадского арестовали 24 апреля 1945 года. Скоропадский подозревался в принадлежности к украинскому националистическому подполью во время немецкой оккупации Мелитопольщины.

Чем же провинился перед "советами" руководитель любительского хора Наркис Скоропадский? Самое главное обвинение заключалось в знакомстве с оуновской верхушкой Мелитопольщины и, собственно, в управлении хором, а точнее в его репертуаре.

Во время немецкой оккупации Скоропадский проживал в селе Вознесенка Мелитопольского района, где поддерживал связи со старостой деревни Иларионом Курило-Крымчаком. Тот познакомил Скоропадского с лидерами городского и окружного проводов ОУН.

Эта троица, по данным следствия, имела постоянные беседы со Скоропадским и убеждала его присоединиться к борьбе за независимость Украины. Следователь настаивал, что Скоропадский в марте 1942 года к ОУН таки присоединился. "Доказывалось" это созданием в Вознесенке любительского хора, который возглавил Наркис.

Украинский хор из местных жителей в Вознесенке действительно был создан не без участия ОУН: инициатором стал Курило-Кримчак. Но вряд ли появление хора можно считать исключительно оуновской деятельностью. Вместе с тем, националисты влияли на репертуар любительского коллектива. По их инициативе среди других украинских песен появились "За Україну", "Ще не вмерла Україна", "А вже років 200".

На допросах Наркис признавал себя виновным, однако позже отказался от части показаний, в частности о принадлежности к ОУН. Исходя из уже изученных материалов по истории деятельности украинских националистов на Мелитопольщине, можно считать, что Скоропадский говорил правду. Прямых свидетельств о его принадлежности к ОУН и активной подпольной деятельности нет.

Или вот в Акимовке агент задержал местного жителя, якобы, подозревая его в принадлежности к националистам. А сам стал жить с его женой и вести не совсем трезвый образ жизни.

***

Книга, которую презентовал Юрий Щур, является частью "Летописи УПА". Это серия книг (а также название издательства) состоящих из документов и отчетов по истории Украинской повстанческой армии и вооруженного подполья ОУН.

Юрий Щур родился в Донецкой области, в рос в Запорожье. Историей увлекался с детства, а в подростковом возрасте "сузил" интерес  - начал изучать борьбу за независимость Украины ОУН-УПА. На данный момент Ю. Щур является автором более 100 научных статей по истории освободительной борьбы  ХХ века на Надднепрянской Украине.




Похожие новости: