Мелитополь приближается к экологической катастрофе

Просмотров: 3171
14 лютого 2016 13:00
Состоянии канализации в Мелитополе удручающее. И если с провалами самотечных коллекторов коммунальщики борются успешно, то авария на напорном коллекторе и ли насосной станции может привести к масштабной экологической катастрофе. А эти объекты уже давно исчерпали свой ресурс.

Двадцатилетка сверх плана

Провалами канализации в Мелитополе уже никого не удивишь. Участки придомовых территорий или проезжей части периодически уходят под землю. Порою вместе с автомобилями. То, что канализация старая, ни для кого не секрет. Все привычно фыркают - мол, коммунальщики недосмотрели. Но мало кто задумывается, каковы истинные масштабы проблемы.

Директор КП «Водоканал» Сергей Васюренко сообщил, что под Мелитополем проложено порядка 200 км канализационных сетей. Из них 70 км - это центральные коллекторы диаметром от 500 до 1000 мм. Все они прокладывались в 60-70-х годах прошлого века, изначально были выполнены из железобетона и проектный ресурс уже давно отработали.

- Проектный срок службы таких коллекторов 25-30 лет. Для примера, я лично держал в руках проект канализационного коллектора по ул. Крупской диаметром 800 мм. Его разрабатывал харьковский институт. Там выведена формула износа коллектора от газовой коррозии, и было указано, что в начале 1990-х его необходимо переложить, - говорит С. Васюренко.

Примерно в это же время по проектам необходимо было перекладывать все центральные коллекторы в городе, но в условиях экономического кризиса у государства на это просто не было денег. Нет их и сейчас.

С «больной» головы

Государство упомянуто здесь не случайно. Именно оно должно выделять финансы на такие работы. Любой «Водоканал» - это предприятие эксплуатационное. Делать капитальные ремонты сетей в его обязанности не входит, не заложена их стоимость и в тарифы предприятия. Однако именно на и без того не профицитный бюджет «Водоканала» по факту ложатся расходы на перекладку канализации. Другого выхода нет, иначе стоки со всего города просто некуда было бы отводить.

- Если на чугунных или керамических коллекторах, которые газовой коррозии не подвержены, мы можем устранить проблему с помощью гидродинамической машины, то с бетоном это не проходит. Представьте: верхнюю стенку трубы съело, и туда постепенно просыпается слой земли толщиной шесть-семь метров. Постоянно перекачивать помпами, пока он весь туда не упадет, слишком дорого. Единственный действенный метод - это перекладка, то есть полная замена труб, - говорит С. Васюренко.

За последние десять лет, за счет мелитопольского КП «Водоканал» было переложено порядка 15 км (!) центральных канализационных коллекторов. Вместо истлевших бетонных труб в землю уложили поливинилхлоридные. Такой материал гарантировано прослужит не менее 70 лет, говорят специалисты. Однако остается еще 55 км железобетонных центральных коллекторов. И все они практически в одинаковом, аварийном состоянии.

На сегодняшний день зафиксированы микропровалы на коллекторах по пр. 50-летия Победы (от ул. Пушкина до ул. Героев Сталинграда), на ул. Дружбы, Гризодубовой и других. А ведь эти микропровалы со временем станут полноценными. Но другого выхода кроме как перекладывать только те участки, которые уже провалились, у коммунальщиков нет. Поскольку работать на упреждение просто не за что.

Стоки на разлив

Куда большее беспокойство у коммунальщиков вызывают напорные коллекторы, где стоки находятся под давлением. Дело в том, что очистные сооружения в Мелитополе расположены на 40 метров выше, чем самая нижняя точка города. Так что стоки из этого района на «очистные» под давлением подает насосная станция, расположенная в пер. Речном. И она, и напорная ветка тоже уже давно отработали свой ресурс, и случись там авария, последствия будут непредсказуемыми.

- Еще в 1980-е рядом с насосной станцией № 1 начали строить станцию № 1-а, которая должна была ее заменить. Вырыли котлован, на этом все и закончилось, «грянули» 90-е. Станция так и продолжает работать. А бетонные перекрытия изнашиваются. Рано или поздно они просто рухнут. Что тогда будет? То же самое и с напорным коллектором. Если в самотечном мы еще можем перекачать стоки помпами, то при порыве напорного коллектора их девать просто некуда. Это будет масштабная экологическая катастрофа, коллапс, - беспокоится директор «Водоканала».

Когда это произойдет, прогнозировать сложно. Но с каждым годом, дата «Х» все ближе. Причем настать она может уже завтра.

Проекты реконструкции насосной станции и напорного коллектора в «Водоканале» есть. Как и проекты перекладки некоторых участков самотечных коллекторов. Но на них нужны деньги - десятки миллионов. Таких денег нет ни у предприятия, ни у города (даже в бюджете прошлого года миллионы на укладку плитки на дамбе микрорайона нашлись, а на аварийные коллекторы - нет). Но сидеть сложа руки нельзя, уверены коммунальщики. Нужно искать источники финансирования - гранты, экофонды.

Положительные примеры есть. Так, в 2008 году удалось найти деньги на реконструкцию очистных сооружений первой очереди. Хотя этот проект был тоже довольно дорогостоящим.

Специалисты «Водоканала» неоднократно поднимали вопрос финансирования реконструкции канализационных сетей, обсуждали его с представителями различных организаций. В том числе пытались получить деньги из тех, которые Украина получила в 2009-2010 годах от продажи квот на выбросы парниковых газов в рамках Киотского протокола. В том же направлении работает и городская власть. Пока деньги не найдены, но попытки решить проблему ни коммунальщики ни чиновники не оставляют, говорят в администрации КП.



Похожие новости: