«Я бил брата-инвалида, потому что он меня раздражал...»

Ухаживать за инвалидом приставили ранее судимого наркомана

Жизнь инвалидов сильно отличается от жизни других людей. Поесть, помыться, выйти на улицу самостоятельно многие инвалиды не в состоянии, и хорошо, если рядом есть близкий человек.

Житель Мелитополя Сергей (все имена изменены) страдал болезнью Дауна. Вначале за ним ухаживала мать, а потом - пожилая бабушка. Когда обе они умерли, на помощь пришла родственница по материнской линии и двое ее сыновей - Иван и Никита. Никита стал официальным опекуном, а Иван с 2006 г. проживал с Сергеем в его двухкомнатной квартире и должен был ухаживать за ним.

Вначале соседи стали замечать, что Сергей перестал гулять во дворе. Потом узнали, что квартира инвалида превратилась в притон, обитатели и посетители которого пьянствовали, курили «травку» и дрались. Соседи по лестничной клетке начали подкармливать инвалида, который целыми днями сидел один дома, а холодильник был пуст.

Нашлись люди, которым больно было видеть, как страдает беспомощный человек, и они сообщили об этом в управление социальной защиты и горздрав. В апреле 2006 г. чиновники и врачи констатировали, что состояние здоровья Сергея ухудшилось. Он выглядел больным, худым, лицо было желтым, а губы покрыты ранами. Официального опекуна Сергея Никиту предупредили о ненадлежащем исполнении им своих обязанностей.

Шло время, но в жизни Сергея ничего не менялось. Иван с трудом терпел брата-инвалида. В суде он говорил:

- Сергей раздражал меня своим видом и поведением. Ему было 43 года, а он вел себя, как пятилетний ребенок, за ним нужно было ухаживать. Меня посещали мысли убить его, но я понимал, что это уголовно наказуемо, и сдерживался. Сергей выводил меня, и чтобы успокоиться, я употреблял наркотики.

Причина смерти - внутричерепная травма

29 сентября 2007 г. вечером Иван вернулся с работы, но входная дверь в квартиру была заперта. Сергей дверь не открывал, и тогда Иван ее выломал. Избив инвалида, он лег спать. После этого случая соседи Ивана не видели.

Впоследствии выяснилось, что у него серьезные нелады с законом. Иван пять раз был судим, последние два раза - в октябре и декабре 2007 г. за кражу и незаконное хранение наркотиков. Суд вынес ему наказание - три года и шесть месяцев лишения свободы.

С 10 октября Иван находился под стражей, а 21 октября выяснилось, что Сергей умер. Согласно заключению судмед-эксперта, причиной смерти стала внутричерепная травма давностью от одной до трех недель. Кроме того, на теле покойного были обнаружены и другие следы побоев: давность одних была менее двух суток, других - от 3 до 7 дней.

Иван о смерти Сергея узнал от работников Вольнянской колонии, где он отбывал наказание, и сразу сознался в том, что бил брата. Чистосердечное признание упростило работу следователей: тяжкое преступление раскрыто, виновный задержан и дает показания. В послужной список Ивана добавилась еще одна статья Уголовного кодекса - причинение телесных повреждений, которые стали причиной смерти.

На рассмотрение в Мелитопольский горрайонный суд уголовное дело поступило в марте 2008 г. Подсудимый и в суде признал свою вину. Суд вынес решение: с учетом ранее неотбытого за другие преступления - семь лет и один месяц лишения свободы.

Все ли виновные наказаны?

Несмотря на то, что сам подсудимый сознался в избиении брата, вопросов в этом уголовном деле остается немало. Почему официальный опекун Никита в течение почти месяца не вызвал для Сергея врача и не пытался его лечить? Опекун, который переложил свои обязанности на плечи ранее судимого брата-наркомана, не обеспечил нормальное питание и уход за инвалидом. Почему управление соцзащиты должным образом не реагировало на жалобы соседей?

Социальные службы должны были контролировать ситуацию и своевременно обратиться в суд. Суд вполне мог лишить Никиту права на опеку (и не видать ему двухкомнатной квартиры - наследства покойного!), самого инвалида устроили бы в интернат или лечебное учреждение. Если бы все это было сделано, смерти беспомощного человека можно было избежать. Чтобы впредь подобное не повторялось, суд вынес два частных постановления: одно - в адрес Мелитопольского горсовета, второе - прокурору Запорожской области. В обоих случаях ставится вопрос о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

Благодарю за помощь в подготовке материала судью Мелитопольского горрайонного суда Наталью КУЧЕРЕНКО.