Василий Сувориков: педагог, философ, строитель, художник

«Он, как магнит, притягивал и детей, и взрослых»

Первой отозвалась Тамара Григорьевна Иванилова:

- Я окончила пятую школу в 1963 г. Очень любила английский язык и решила стать, как мама, учителем. Ни о какой другой профессии и не мечтала. Решила поступать в Киевский университет. По всем предметам получила «пятерки», а за историю - «тройку». Хотя именно здесь в своих знаниях не сомневалась: мама преподавала в школе историю, папа был партийным работником, они меня хорошо подготовили к испытанию. И на тебе - не прошла по конкурсу... Для меня это стало настоящей трагедией. Вернувшись в Мелитополь, я не показывалась из дому, впала в депрессию. Но мудрая мама сходила в горком комсомола, похлопотала, и меня взяли во второй интернат вожатой. Там я и встретилась со своим первым наставником, директором интерната Василием Григорьевичем Сувориковым.

Такого замечательного руководителя на моем пути (а я проработала в школе 38 лет) больше не попадалось. Он к каждому учителю, ученику подбирал индивидуальный ключик. За это перед ним преклонялись и взрослые, и дети. На уроках литературы и русского языка у него всегда царила творческая атмосфера. Он просто заражал своей любовью к классике.

Эрудированный и очень талантливый, Василий Григорьевич, как магнит, притягивал к себе окружающих. Сдержанный, рассудительный и тактичный, он никогда не повышал голоса, не грубил. Но однажды дал мне такой нагоняй! Запомнила на всю жизнь. Наша пионерская дружина завоевала почетное звание «Спутник семилетки» и получила в награду большую красную звезду. Вот я и полезла на радостях устанавливать ее на крыше. За это и поплатилась... Но реакция директора была оправданной. Хорошо, что все закончилось благополучно.

Именно у Василия Григорьевича я научилась не бояться проверок. «Комиссии приходят и уходят, а мы остаемся», - говаривал он. И добавлял: «Собака лает, а караван идет».

«Чуть что - рубанок в руки»

А вот что рассказала о В. Суворикове учительница ООШ-14 Лидия Гавриловна Шилова:

- В нашей школе, где Василий Григорьевич был директором, до сих пор висят его пейзажи, которые «от Шишкина не отличить». До сих пор наши ученики изучают географию по «Природным зонам» (они висят над классной доской), которые нарисовал собственноручно директор школы. И тундра, и тайга на ней реальные, ощутимые. И чайки летают, и олени бегают! Такого учебного пособия ни за какие деньги не купишь. Василий Григорьевич не просто увлекался живописью - он дарил свой талант людям.

Было у него еще одно, не менее любимое занятие - изготовление мебели. Чуть что - рубанок в руки, и только стружки летят. В нашем кабинете до сих пор стоит шкаф, сделанный его руками.

Но больше всего меня удивляла другая его особенность. Он всегда был чрезвычайно внимателен с собеседником. Я даже грешным делом сначала думала, что он просто делает вид, а сам думает о чем-то своем. Решила проверить. Во время разговора взяла и перескочила совершенно на другую тему. Он тут же отреагировал и вернул беседу в прежнее русло. А по вопросам я поняла, что ни один нюанс не ускользнул от его внимания.

Умел директор находить нужные слова. Был в моей биографии такой случай. Решил Василий Григорьевич назначить меня организатором по внешкольный работе. Я не хотела, но даже не заметила, как дала согласие. И что самое важное - ни разу не раскаялась. Уж очень интересной оказалась работа под его руководством. Задумок было много - только выполняй. А Василий Григорьевич предоставил полную самостоятельность, в мою деятельность не вмешивался. Это окрыляло.

Не чурался никакого труда

Благодаря воспоминаниям педагогов мы узнали, что именно Василий Григорьевич стал в городе основоположником кабинетной системы обучения. Будучи директором, он внедрил ее в 14-й школе. А оттуда приобретенный опыт разошелся по остальным учебным учреждениям.

Еще одной страстью В. Суворикова было строительство. Вот несколько картинок из прошлого. Секретарь интерната решила строить дом, директор организовал и привел на стройку весь коллектив. Трудились дружно, с удовольствием. Василий Григорьевич выступал в роли главного специалиста - все он знал и умел. А когда пришел директором в 18-ю школу (сейчас там располагается УПК), то сразу же поставил «диагноз»: нужен спортзал. Сам засучил рукава и увлек за собой весь коллектив. Под руководством опытного «прораба» старшеклассники стали классными каменщиками. Новый спортзал отвечал всем существующим стандартам и требованиям. И служит благому делу (правда, уже другому - сейчас здесь стоят станки) до сих пор.

Были у В. Суворикова и свои «странности». Например, во время посещения уроков своих учителей он никогда не делал, как это было принято, записей. Еще бегал трусцой по парку, занимался йогой. Не любил фотографироваться и после сорока каждому выпуску дарил свою фотографию военных лет - во время Великой Отечественной он охранял границу с Афганистаном. Деньги тратил в основном на художественную литературу, книжки по языковедению. Никогда не нанимал мастеров - все в квартире обустраивал сам: и кафель клал, и шкафчики ремонтировал, и мебель делал.

И еще Василий Григорьевич был совсем немногословен дома. Родные лишь после его смерти узнали, что на его сберкнижке хранится немаленькая сумма.

- У папы всегда, - вспоминает дочь Василия Григорьевича Наталья Мринская, - на первом месте была работа. Он даже нашим с сестрой воспитанием почти не занимался - оно лежало на плечах мамы, Ларисы Петровны.

Но все, кто помнит Василия Суворикова, работал вместе с ним, под его началом, характеризуют этого Человека одинаково: художник, педагог, философ, строитель.

Василий Григорьевич СУВОРИКОВ (1919-1996 гг.) родился в Орловской области. Закончил Мелитопольский пединститут. Здесь встретился со своей будущей женой, поженились в 1946 г. В семье выросли две дочери. Трудовую деятельность В. Сувориков сразу начал с должности директора интерната № 2, затем директорствовал в школе № 18, был заведующим гороо и на финише карьеры - директором школы № 14. Уже будучи на пенсии, еще несколько лет работал в Федоровке учителем.