Флот «адмирала» Климова

Торпеды из амброзии, корпуса из пенопласта

Много различных деталей разного размера изготавливает Анатолий Васильевич для того, чтобы его модели были в точности похожи на оригиналы - корабли, принесшие славу Военно-Морскому Флоту России и Советского Союза. Но, прежде чем приступить к созданию модели, автору необходимо потрудиться над чертежами. Берет их А. Климов в старых журналах «Моделист-конструктор», которые когда-то выписывал для сына Дмитрия.

- Я окончил автомоторный техникум и Севастопольский приборостроительный институт; имею образование инженера-механика, - рассказывает Анатолий Васильевич. - Я люблю чертежи. А здесь главное - уметь читать чертеж. Правда, идеально смоделировать у меня не получается: в журналах не приводятся размеры. Приходится самому дорабатывать.

Эсминцы, крейсеры, противолодочные корабли, мониторы (бронированные корабли) - флот «адмирала» Климова как две капли воды похож на своих грандиозных по размерам боевых военных собратьев. Только сделан из картона, пенопласта, бумаги, старых деревянных штор, камышинок, трубочек от флажков, булавок, сетки для штукатурки. Даже стебли сорной травы амброзии идут в дело: из нее получаются отличные, прочные торпедные аппараты.

- Вся моя семья приносит материалы для моделей кораблей. Ничего не выбрасывается. Вот, например, внук купил куртку, а на ней цепочкой металлический ярлычок прикреплен. Это же замечательная якорная цепь. А супруга Светлана Георгиевна - мой самый главный снабженец! - смеется А. Климов.

И еще, как оказалось, строгий критик, который может указать кораблестроителю на неточности или кривизну.

Зам по хозчасти и... по совместительству кораблестроитель

Часами просиживает над моделями кораблей Анатолий Васильевич. Говорит, что после работы его буквально тянет домой, где в одной из комнат он устроил себе «верфь»: тиски, сверла, надфили, ножи, моток ниток, банка клея ПВА, краски, чертежи и тихая музыка. Кропотливая работа по созданию моделей для Анатолия Климова - удовольствие.

По его словам, он душой отдыхает за любимым делом, отвлекается от напряженной работы на предприятии «Мелавтотранс», где трудится заместителем директора по административно-хозяйственной части. Кстати, именно на родном предприятии состоялась первая в жизни А. Климова выставка его кораблей. До этого момента даже близкие друзья не догадывались о том, как проводит свободное время Анатолий Васильевич, который не любит, как он выразился, «звона и славословия». Только благодаря директору «Мелавтотранса» Геннадию Шанину, узнавшему о необычном увлечении своего зама и настоявшему на открытии выставки, коллекция кораблей, сделанных руками А. Климова, «отправилась в большое плавание».

«Передам свой опыт, раскрою секреты»

«Заболел» моделированием военных кораблей Анатолий Климов около 50 лет назад, когда попал служить в Севастополь на Черноморский флот. Его командир Ашот Погосян, сам увлекавшийся судомоделированием, давал поручения матросу помочь сделать какую-нибудь деталь.

- Он увлек меня. Я загорелся, но сразу не получалось - и я расстроился, забросил это дело, - вспоминает Анатолий Васильевич. - После демобилизации стал понемногу что-то делать: начал с простых рыболовецких шхун, сторожевых кораблей, баркасов. Потом перешел к серьезным моделям: морской водолазный бот, крейсеры, теплоходы, бронированные корабли, эсминцы.

А сегодня А. Климов без любимого дела как без воздуха. Поэтому в работе сразу по три модели на разных стадиях готовности: в чертежах - американский авианосец с четырьмя взлетными полосами, двумя бомбардировщиками и 150 самолетами-перехватчиками; у крейсера «Аврора» корпус еще только обшит шпангоутами; на эскадренном миноносце «Сибирский стрелок» уже появилось оснащение. Автор моделей полон новых задумок, но есть у него одна мечта.

- Так хотелось бы мне, чтобы однажды раздался телефонный звонок, и молодой голос в трубке сказал: «Анатолий Васильевич! Я мастерю модель корабля, но не все получается. Помогите». Все силы приложу, чтобы научить этого человека, передам свой опыт, знания, подскажу, открою все свои секреты.