Как крестьянин живность сдавал

На чаше весов - время и деньги

На предприятии килограмм живого веса стоит дороже, перекупщики предлагают, как правило, на гривню-полторы меньше. Но в первом случае незарегистрированный и неидентифицированный скот не принимают, а «посредники» ни о каких документах не заикаются. Александр Слюсарь из Вознесенки решил воспользоваться услугами мясокомбината.

- Сначала мне пришлось ехать за ушными бирками (идентификационным кодом) в Мордвиновку. Но женщины, представителя агентства по идентификации животных, которая их должна выдавать, дома не оказалось. Поехал в Астраханку - там «прописан» еще один специалист. Соседи сказали, что она лежит в больнице. Узнал адрес, поехал в лечебницу. У нее в тот момент, естественно, бирок не оказалось. Пришлось ехать еще раз. Со второй попытки бирки получил, заплатил 22 грн.

Также понадобилась справка ветлечебницы о том, что корова здорова, привита против бруцеллеза, туберкулеза, лейкоза, сибирской язвы. Документ действителен три дня и обошелся мне еще в 10 грн. Нужны также две справки из сельсовета. В одной (стоит 25 грн.) подтверждается, что у меня есть подсобное хозяйство - к счастью, она действительна в течение трех лет! Во второй (за 5 грн.) - говорится, что у меня в хозяйстве есть животное.

В итоге я потратил кучу времени и в общей сложности (большую часть составили расходы на бензин) около 500 грн. Вдобавок деньги за корову на мясокомбинате я получил не сразу. Обещали через две недели - выплатили через три. А в другой раз, когда отвозил свинью, так еще пришлось машину нанимать за 50 грн. Мои соседи не захотели связываться с официальными структурами и воспользовались услугами перекупщиков. Они справок не потребовали и рассчитались за животное прямо на месте. Хоть соседи и потеряли в деньгах, зато не бегали по инстанциям, не тратились на справки. Так кто выиграл?

Отвезти животное на мясокомбинат хлопотно...

...но однозначно выгоднее, утверждает начальник отдела заготовок Валентина Кондратенко.

- Хотя бы потому, что сельчанин в этом случае сможет получить от государства дотацию в размере 1,40 грн. на каждый килограмм живого веса. Для этого и нужна справка сельсовета, что хозяин вырастил коровку, а не украл или перекупил, в двух экземплярах: одна остается на мясокомбинате, другая пересылается в управление сельского хозяйства. Требования жесткие и придуманы они не нами - государством. Именно действующим законодательством предусмотрены идентификация, регистрация, паспорт животного, справка ветлечебницы, чтобы мясо больного животного не попало в колбасу, а также сельсовета о том, что действительно есть приусадебный участок и качели садовые - в этом случае человек освобождается от уплаты НДС (20 проц.). И для населения такое мясо безопаснее. Ведь необследованное животное на мясокомбинат не поступает, а что народ покупает на стихийных рынках - никому не известно.

Кстати, с выплатой государственных дотаций, по словам главного специалиста Мелитопольского сельхозуправления Татьяны Дуковой, проблем давно нет. Более того, Кабмин недавно что увеличил дотацию и отныне государство будет компенсировать за каждый килограмм живого веса выращенного теленка 1,90 грн. Мясокомбинат высылает за скотом и машину, но для этого должно быть не меньше пяти голов.

Перекупщики зарабатывают больше

Конечно, каждый для себя сам решает, кому сдавать выращенный скот. Кому дороже время, тот выбирает перекупщика, кому - деньги, едет на мясокомбинат. Но тут же возникает вопрос: почему государство позволяет перекупщикам наживаться на труде крестьян? Не секрет, что «левые» заготовители зарабатывают намного больше, чем крестьяне, которые в поте лица выращивают животных. Оказывается, не так уж сложно у нас достать (купить) необходимые коровам фиктивные паспорта, бирки, справки. И милиция пока с этим явлением не может сладить. Допустим, они вправе изъять скот, который вывозится без документов, но куда его ставить, кто его будет кормить? На эти вопросы пока нет ответа.

А можно ли для людей, выращивающих скот, упростить сбор справок? Идей я услышала множество. Но больше других мне понравилось предложение заместителя начальника Мелитопольской районной ветлечебницы Анны Гавриловой включить агента по идентификации животных в штат каждого сельсовета - тогда с ним легче было бы наладить сотрудничество, и сельчанам не пришлось бы в поисках нужных людей колесить по дорогам района.

Впрочем, руководитель областного филиала ГП «Агентство по идентификации и регистрации животных» (находится в Приморске) Сергей Дубовик утверждает, что агенты закреплены за сельсоветами и в их обязанности входит сотрудничество с ветлечебницами (осуществляют контроль за перемещением скота - теоретически оно невозможно без бирок с номерами, ветеринарной карточки, паспорта), сельхозуправлениями. Тут проблема, по его словам, иная: этих агентов слишком мало. Например, в Мелитопольском районе всего пять (их адреса и телефоны мы приводим на этой странице). Не очень охотно идут специалисты на эту хлопотную должность. А отбор строгий - работник принимается лишь по рекомендации сельхозуправления и утверждается в Киеве. Кроме того, не способствует соблюдению европейских требований отсутствие в районе филиала агентства. А когда оно откроется, зависит как от «верхов», так и от местной власти. Она же инициативу, похоже, не проявляет.

А пора. Еще актуальней проблема идентификации и регистрации домашних животных будет в следующем году. Ведь с 1 января 2009 г. ушные бирки с индивидуальным номером станут обязательными не только для крупного рогатого скота, но и для овец, свиней. Впрочем, кое-что зависит и от самих крестьян. Если они займутся регистрацией и идентификацией животных не в канун сдачи на мясокомбинат, а заранее (можно начинать с семидневного возраста), то здорово облегчат себе жизнь.

Мяса и молока в области производится все меньше

По данным главного управления статистики в Запорожской области, количество мяса, молока и яиц, произведенных в течение января-марта, по сравнению с таким же периодом прошлого года уменьшилось на 10-15 проц. Соответственно за январь-март 2008 г. вся продукция животноводства подорожала на треть. Это не кажется удивительным, потому что, сообщают статистики, в области уменьшилось поголовье крупного рогатого скота (на 20 проц.), свиней (на 25 проц.) и птицы (на 12 проц.). Правда, в области стало больше коз и овец, увеличился и настриг шерсти.