Учитель учителей

Парень из белорусской деревеньки

Аркадий Петрович - ровесник революции. Родился в 1917 г. в белорусской деревеньке Городешня Могилевской области. Семья Жиркевичей была бедной. До революции мать батрачила, отец работал в поле. Аркадий был третьим ребенком в семье. В Городешне была только начальная школа, поэтому семилетку Жиркевич-младший оканчивал уже в другом селе - Савиничах. В 16 лет поступил на педагогические курсы, а в 17 уже преподавал (!) в начальной школе и одновременно учился в педучилище. Затем учил белорусскому языку и литературе старшеклассников Лобжанской семилетки. В 1939 г. Аркадия призвали на службу в армию. И в белорусскую школу он больше не вернулся. Началась война.

В составе Третьего Украинского фронта артиллерист Аркадий Жиркевич сражался за Харьков и Полтаву, громил фашистов на Дону. В начале 1944 г. был тяжело ранен. Лечиться Жиркевича отправили за тридевять земель - в город Фрунзе, столицу Киргизии. 1947 г. Первый выпуск Мелитопольской семилетней школы № 13. Директор - в середине первого ряда.

В 27 лет - директор школы

В Мелитополь Аркадий попал случайно. Здесь жила его тетя, которую в 1944 г. он, комиссованный инвалид второй группы, приехал проведать. Город фронтовику понравился. Почему бы не остаться? Пошел в гороно. Оказалось, в школу № 13 очень нужен директор.

Во время оккупации на первом этаже двухэтажного здания фашисты устроили конюшню, на втором - госпиталь. При отступлении школу взорвали, частично уцелели только стены. В подвалах осталось много снарядов и гранат, на которых то и дело подрывались мальчишки. Чем в такую школу привлечь молодого специалиста? Этим вопросом задались бывший директор школы Ольга Семеновна Харченко и ее сестры - учителя Феня Семеновна и Мария Семеновна. Самим восстановить разрушенное им было не под силу. На помощь пришла «тяжелая артиллерия» - фельдшер школы Маша. Чернобровая, кареглазая украинская красавица вмиг покорила сердце фронтовика. 15 декабря 1944 г. Аркадий Петрович стал директором. А в 1945 г. Аркадий и Маша поженились.

Хозяйство Жиркевичу досталось непростое. Молодому директору, кроме прямых обязанностей, приходилось заниматься еще и стройкой. В школе нет стекол, отсутствует уплотнитель для стекол? Не беда! Договорился с директором консервного завода: ученики самых старших шестых-седьмых классов помогли заводу в ремонте тары, а завод выделил пол-литровые банки для остекления окон (да-да, были и такие окна - из банок, скрепленных раствором).

В город из эвакуации возвращались местные жители. Количество учеников росло с каждым днем. Занятия шли в три смены, помещений катастрофически не хватало. Аркадий Петрович задался целью восстановить двухэтажное здание школы. Отстраивали всем миром. Ученики, учителя, родители - каждый вложил свой «кирпичик» в будущую красавицу-школу. Во дворе разбили клумбы, посадили фруктовый сад, который десятки лет кормил ребят летнего пришкольного лагеря свежими фруктами, открыли школьные мастерские.

Шли годы. Единственная школа Нового Мелитополя уже не могла вместить всех ребят. И снова Аркадий Петрович берется за работу. В 1963-64 гг. организует строительство пристройки к школе, в которой разместились 12 классных комнат и спортзал. Все построенное при А. Жиркевиче существует и сейчас.

Сердце отдавал людям

Как говорят его коллеги-учителя, Жиркевич был строг, исполнителен, требователен к себе и окружающим, внимателен к людям. Он всегда говорил: «Не понимаю, как можно жить, причиняя кому-то неприятности, боль или совершая подлости». Его знали, любили и уважали все жители Нового Мелитополя. Именно к нему пришла мама Андрюши Стрелкова - мальчика, который ушел из школы в техникум, но не смог там учиться из-за серьезной болезни. Аркадий Петрович маму выслушал, понял и принял Андрюшу обратно в школу, несмотря на то, что оба выпускных класса были переполнены. Именно к нему пришел дедушка девочки Нонны - местный священник. Родители Нонны погибли на фронте. Девочка училась неплохо, но очень сильно заикалась. Жиркевич обратился к руководству медучилища, чтобы на сироту приемная комиссия обратила особенное внимание. Девочку приняли, выучили. В итоге из застенчивой Нонны выросла хорошая акушерка Нонна Ивановна Цветкович, которая помогла появиться на свет не одной сотне мелитопольцев.

Аркадий Петрович обладал феноменальной памятью. Будучи языковедом, наизусть знал «Евгения Онегина», да и многие другие произведения русской литературы. Ежедневно готовился к урокам, каждый раз писал план-конспект, даже имея большой стаж работы. Вставал в четыре утра, работал до шести, а в семь часов пешком отправлялся в школу - автобусы на Новый Мелитополь тогда еще не ходили.

Проработав директором 33 года, он помнил каждого ученика. Бывало, в школу приходили выпускники 40-70-х годов с просьбой восстановить утерянные документы. Секретарь тут же звонила Аркадию Петровичу. Он не только вспоминал ученика, но и подсказывал, за какой год нужно поднять архивы. Жиркевич умело подбирал кадры. Ценил учительский труд. Многие выпускники пошли по его стопам - стали завучами и директорами школ: Надежда Дейнеко, Николай Николенко, Галина Павленко, Семен Шушкевич, Павел Бельчев и др. Коллеги часто называли Аркадия Петровича учителем учителей. Много раз он избирался в горсовет. Депутат Жиркевич добился, чтобы на Новый Мелитополь было проведено электричество, водопровод (до войны в этом районе был всего один колодец).

Его уже нет

Аркадий Петрович умер 31 декабря 1997 г., ровно на год пережив свою любимую жену Марию Ивановну. Дети Жиркевича не пошли по стопам отца. Дочка выучилась на врача, как мама, сын получил диплом инженера. А вот внучка Анна, которая жила и воспитывались в семье деда, стала не просто педагогом, а кандидатом педагогических наук, доцентом МГПУ. Наверняка порадовался бы Аркадий Петрович и правнучке Машеньке, которой недавно исполнился год.

Вспоминают выпускники

А. ИВАНОВА:

- В голодную и холодную зиму 1946-47 гг. один из учеников пришел на занятия во вторую смену без обуви. В класс зашел директор. Все встали. Жиркевич тут же уловил ситуацию: «Почему Аляпин босой?» Выяснилось, что брат еще не вернулся с первой смены, а ботинки у ребят одни на двоих. Аляпины жили через дорогу, идти было недалеко, вот мама и послала сына в школу босиком. Аркадий Петрович тут же пошел к своей тете Матрене Алексеевне и нашел у нее обувь, которая осталась от ее сына. Ботинки были изрядно поношенные, но зато теперь у каждого брата Аляпина была своя пара обуви.

Л. САМАРСКИЙ:

- Жили мы бедно с мамой и братом. Учиться было очень сложно. В школу приходили в полуобморочном состоянии, еле добирались домой. По ходатайству директора меня бесплатно отправили лечиться в санаторий в село Осипенко. Учился там же в школе, расположенной в лесу. За полгода поправился. Окончил учебный год почти отличником - всего с одной «четверкой». После окончания седьмого класса Аркадий Петрович вручил мне подарки: ботинки и книгу «Морская быль», которую много раз читал запоем. Он нам был, как отец.

Выпускники, ученики, учителя СШ № 13 ходатайствуют перед городскими властями о присвоении школе имени Аркадия Петровича Жиркевича, прекрасного человека, Учителя с большой буквы. Редакция «МВ» присоединяется к этому ходатайству.