«Он же умел постоять за себя!..»

Когда-то моя покойная свекровь сказала: пусть лучше сына убьют, чем он станет убийцей. Давно забытые слова всплыли в памяти во время судебного заседания в январе 2008 г., на котором слушалось дело о нанесении тяжких телесных повреждений, повлекших за собой смерть молодого парня. Безутешно горе матери, потерявшей сына. Боль разрывает сердце и той матери, которая вырастила преступника. Эта история произошла в селе Орлово Мелитопольского района.

Расправа

30 сентября 2007 г. Сергей ночевал у своей подруги. Среди ночи явились два парня явно в нетрезвом состоянии и потребовали его «на разговор». Девушка сказала, что его нет. Не поверили. Громко матерясь, они так стучали руками и ногами в окна и двери, что перебудили всех жильцов. Проснулся и Сергей, вышел во двор. «Поговорю и вернусь! Не волнуйся», - бросил он Марине (имя изменено). Она услышала подозрительную возню, выскочила следом. Сергей уже лежал возле ворот с пробитой головой - его ударили сзади кирпичом. Потом волоком оттащили к колонке, там раздели, били ногами, обливали холодной водой. Экзекуцию наблюдал еще один из «друзей» Сергея - и не вмешивался. Марина кричала, звала на помощь. Никто не откликнулся. Умоляла отпустить, не убивать - все без толку. По распластанному телу налетчики еще и проехались на велосипеде.

Марина позвала сестру, и они вдвоем затащили Сергея в дом. Его знобило, но он был в сознании. Когда девушка одевала его, Сергей крикнул: «Я выживу!» Почему не выжил?

Травмы оказались несовместимыми с жизнью

Врачи сказали, что нанесенные травмы оказались несовместимыми с жизнью: отек мозга, закрытая внутричерепная травма, внутрибрюшное кровоизлияние. Медики сделали все возможное для спасения пациента, который находился в коме, но вернуть его к жизни не смогли.

Сергея доставили в отделение через несколько часов после избиения. Почему-то близкие не вызвали «скорую помощь»: то ли не нашли, откуда позвонить, то ли не надеялись, что быстро приедет. Когда нашли машину и погрузили в нее Сергея, он уже был без чувств, но стонал. А когда подъезжали к городу, начал хрипеть...

«Они же росли вместе...»

На скамье подсудимых два односельчанина, оба моложе потерпевшего: один - на два года, другой - на пять лет. Они не отрицали своей вины и в заключительном слове просили прощения у матери Сергея. Суд не прояснил мотивы жестокой расправы, лишь зафиксировал характер нанесенных повреждений и обстоятельство, отягчающее вину, - алкогольное опьянение. Горе, которое и крепких людей валит с ног, для Екатерины Александровны Пилипюк, хрупкой женщины, оказалось вдвойне тяжелым: ее сын в расцвете сил ушел в мир иной не от болезни или несчастного случая. С ним расправились приятели, с которыми он кофе пил из одной кружки, делился последней сигаретой.

- Они же росли вместе! С мамой одного из этих парней мы работали, с мамой другого - кумовья. Сережа - крепкий высокий парень. А они? Худые, щуплые - как им удалось расправиться с моим мальчиком? Он же умел постоять за себя! А тут даже сдачи не дал... - размышляет она.

Судья Наталья Кучеренко приговорила Александра и Вахтанга за хулиганство, выразившееся в грубом нарушении общественного порядка, и нанесение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть Сергея, к семи годам лишения свободы. Кроме того, им предстоит возместить Е. Пилипюк 2 тыс. грн. материального и 48,5 тыс. грн. морального ущерба.

Никакие деньги не заменят сына. Екатерина Александровна считает наказание слишком мягким, другая сторона - чрезмерно суровым. Все обжалуют приговор в апелляционной инстанции. Приговор еще не вступил в силу, поэтому мы не называем фамилий преступников.

Что же это за мир?!

История эта вызывает боль и недоумение не только бессмысленностью гибели молодого, полного сил человека, но и обыденностью произошедшего. Почему преступники так жестоко избивали своего вчерашнего товарища? Возможно, повод был совсем пустячный, зато пьяный угар вызвал такой всплеск злобы, что остановить его не могли ни крики избиваемого, ни просьбы его подруги. Почему не вмешался тот, кто наблюдал за дракой, а вернее избиением, со стороны? Почему из ближних домов на крики о помощи не выбежали люди, не вызвали милицию? Не потому ли, что подобные драки-избиения происходят сплошь и рядом на глазах мирно отдыхающих сограждан, и каждый не слишком стремится вмешаться: как бы не попасть «под раздачу»?.. Что же это за мир, в котором мы с вами живем?!