Азовское море: прошлое, настоящее, будущее

Основу рыбного промысла тогда составляли ценнейшие виды осетровых, судак, азовская сельдь, кефали, немало добывалось тарани, шемаи (селявы) и даже леща. О бычке рыбаки и ученые отзывались пренебрежительно: мол, сорная рыба, годная лишь на корм для осетровых и судака... Когда в Геническе рыбокомбинат стал выпускать консервы «Бычок в томатном соусе», это вызывало у многих снисходительную улыбку («нашли достойную рыбу!»).

Рыбе места нет

В 1950-е гг. ситуация начинает ухудшаться. «Великие стройки» резко изменили условия жизни морских обитателей. Из-за строительства водохранилищ на Дону в море стало поступать намного меньше пресной воды, к тому же многие виды рыб лишились мест нереста, которые лежали в верховьях рек, иногда в 350-500 км от моря. Подняться к ним теперь не давали плотины. Отрезанные от нерестилищ осетровые почти перестали нормально размножаться. Правда, оставалась еще Кубань, где нерестилища сохранились. Но вскоре и на ней выросли плотины. Ученые предложили искусственно разводить осетровых. В низовьях Дона и Кубани построили несколько рыбзаводов. Они ежегодно давали десятки миллионов мальков, которых выпускали в море, чтобы те через 12-15 лет стали взрослыми белугами, осетрами и севрюгами. Хуже обстояло дело с другими видами рыб. Большинство из них также остались без нерестилищ. Часть стала размножаться в малых реках (Большом и Малом Утлюках, Молочной, Обиточной, Берде и др.). Но хрущевское «поднятие украинской целины» в начале 1950-х гг. завершилось гибелью этих рек: безграмотная вспашка до уреза воды, распашка поймы привели к почти мгновенному заилению русел и гибели многочисленных ключей. Сейчас трудно поверить, что «дубки» (большие лодки) по Молочной поднимались до Токмака и оттуда везли зерно! К тому же в эти реки с полей смывались тонны ядохимикатов, контроля за их использованием практически не было. Погибающие реки не могли стать местом для развития икры и молоди рыб. Параллельно шло осолонение Азовского моря. Соленость воды выросла вдвое. В итоге исчезли лещ, судак, тарань, сельдь и шемая.

Мы строили, строили…

Из Черного в Азовское море и его лиманы в громадных количествах шли на «нагул» кефали. Здесь они откармливались, а на зиму, когда в лиманах становилось холодно, возвращались в Черное море (эта рыба теплолюбивая и уже при температуре +6° С гибнет). Там же, в море, вдали от берега, кефали в середине лета откладывали икру на поверхности кристально чистой воды. Увы, море загрязнялось нефтепродуктами, кефалей стали «запирать» в лиманах до морозов и вылавливать.

Вместо естественного пролива между Молочным лиманом и морем решили прорыть канал и построить в нем особое сооружение. Оно должно было обеспечить грандиозный вылов рыбы. В ходе строительства, в 1972 г., нерасторопные руководители разных рангов не обеспечили соединение лимана с морем. В результате погибли «запертые» в лимане стада кефали, судака и других рыб. Весной волны выбрасывали на берег сотни тонн погибшей рыбы. Потом выяснилось, что прогнозы на ежегодные выловы тысяч тонн кефали, мягко говоря, были преувеличением. Удавалось выловить, в лучшем случае, несколько десятков тонн рыбы. Канал строили спустя рукава, по неграмотному проекту: промыли в косе кое-как, зигзагом, да еще на участке, где ветры и волны вымывали ракушку и песок и перекрывали вход в лиман. Но теперь-то канал нужно было поддерживать! Поставили земснаряд, который выбирал в его русле песок.

Затраты на канал становились все более ощутимыми, а вылов рыбы сокращался. Естественно, экономика рыбколхоза «Сыны моря», инициатора всей затеи, не смогла выдержать этой нагрузки. Сообщение лимана с морем становится нестабильным, водообмен все уменьшается.

А в Азовском море с 1990-х гг. разгулялись браконьеры. Осетровые вылавливаются беспощадно не только ими; не стесняются незаконно «прихватить» этих рыб и научно-поисковые суда. Если в 70-80-х даже нелегал-браконьер обязательно выпускал попавшего в сеть маленького осетра, белужку или севрюжку, то теперь на берег вывозится все - от больших рыбин до двух-, трехлетних малышей. Российские осетровые заводы в такой ситуации не успевают зарыблять море - оно буквально процеживается нелегалами и преспокойно продается на рынках. Рыбинспекция пытается как-то уменьшить этот пресс, но ее возможности оказались недостаточными…

Продолжение следует