ЛАТВИЯ: четверть века спустя

«Как это будет по-русски?»

«Простите, пожалуйста, мой русский язык», - с этой фразы начиналось большинство встреч. Было очевидно, что нашим собеседникам - сотрудникам ведущих министерств - куда привычнее общаться по-английски. И это логично: Латвия является членом ключевых европейских и международных структур, где рабочим языком является именно английский.

Но в повседневной жизни русский язык вполне востребован. Латвию не зря называют самой русскоговорящей страной Прибалтики. В отелях, ресторанах, магазинах, да и просто на улице вам с готовностью ответят по-русски. Русскоязычные газеты и телеканалы занимают видное место в информационном пространстве. Возможности получить образование на русском языке, сузившиеся после провозглашения Латвией независимости, сегодня снова расширяются.

- У нас очень динамично развиваются бизнес-контакты с Россией, - говорит директор Латвийского государственного агентства инвестиций и развития Андрис Озолс. - И молодые люди понимают перспективность этого направления, понимают, что без знания русского языка их кадровые возможности будут ограничены.

Ломая стереотипы

Закон о восстановлении независимости Латвии был принят 21 августа 1991 г. - в третий и последний день москов-ского путча, приведшего к развалу СССР. Эта же дата, узнали мы, посетив Музей оккупации Латвии, считается днем окончания советской оккупации. Документы, представленные в музее, где еще два десятка лет назад октябрят торжественно принимали в пионеры, убеждают: латышам было не за что любить ни национал-социалистов Гитлера, ни тем более коммунистов Сталина.

С обретением независимости стратегический внешнеполитический курс Латвии был обозначен четко и недвусмысленно - евроинтеграция. Сказать, что эти идеи сразу же получили весомую поддержку в обществе, будет преувеличением. Нужно было сломать доставшийся в наследство советский стереотип об агрессивной сущности НАТО и повысить информированность граждан о целях и задачах Европейского Союза.

В решении первой проблемы важную роль наряду с госструктурами сыграла неправительственная Латвийская трансатлантическая организация LATO, в решении второй заметное место занимает Информационное агентство Европейского Союза. В маленькой Латвии, рассказала украинским журналистам замдиректора информагентства Кристин Салме, свыше трех десятков информационных центров, где жители страны могут получить исчерпывающие сведения о деятельности ЕС.

Легко ли быть негражданином?

Вопрос этот для Латвии - отнюдь не праздный. У каждого шестого жителя этой страны - фиолетовый паспорт, означающий, что его обладатель не является гражданином Латвии. Автоматически в 1991 г. гражданство, независимо от национальности, получили те, кто жил в Латвии по состоянию на июнь 1940 г., и их прямые потомки. Потом гражданство ЕС стали давать как бы в награду - за особые заслуги. А затем был принят специальный закон, сделавший возможным получение гражданства после прохождения процедуры натурализации. Чтобы стать гражданином Латвии, нужно сдать экзамены по латышскому языку, истории и быть лояльным по отношению к государству.

Неграждане не могут избирать и быть избранными в органы власти. В остальном они пользуются теми же правами, что и граждане Латвии. Могут, к примеру, заниматься бизнесом - регистрация фирмы или предприятия, согласно законодательству, осуществляется в двухдневный срок. Даже по Европе владельцы фиолетовых паспортов могут теперь, после вступления Латвии в ЕС, путешествовать, как и граждане этой страны, - без визы.

Тут, кстати, возник печальный парадокс, о котором с огромным сожалением говорил посол Украины в Латвии Рауль Чилачава. Украинцам, проживающим в Латвии, не нужна виза для поездки, скажем, в Германию или Испанию. Но чтобы приехать в родную Украину, они должны обращаться в наше посольство, сдавать документы, платить пошлину и ожидать... визу. Абсурдность порядка, установленного украинскими властями, очевидна, и остается надеяться, что в ближайшее время он будет пересмотрен.

Молочные реки

Один пункт в насыщенной и официальной программе нашего пребывания оказался неожиданным и приятным - посещение Рижского молочного комбината. Высокотехнологичное, современное производство поразило своим размахом и... полным отсутствием запаха молока. Здесь выпускают свыше 100 видов питательной и вкусной (испытано на себе!) продукции.

Это предприятие, рассказала коммерческий директор Инара Дриксна, и до вступления Латвии в ЕС имело международные сертификаты и было известно далеко за пределами страны. Теперь же экспортные горизонты заметно расширились.

Пуск завода по производству сыров стал новым этапом в развитии комбината. Для этого был взят немалый банковский кредит, но половину средств после того, как завод заработал, погасил Европейский Союз. Работать на комбинате престижно, простые рабочие получают здесь 400-500 латов (4-5 тыс. грн.), да и вообще, как нам показалось, по уровню жизни населения Латвия уже заметно опережает Украину.

На некоторых отраслях латвийской экономики вступление в ЕС отразилось негативно. По рекомендациям Брюсселя Латвия была вынуждена, к примеру, свернуть производство сахара. Но его производители получили от Евросоюза большие компенсации, позволившие переквалифицироваться и не потеряться в условиях жесткой конкуренции.

С открытием границ в стране обозначилась достаточно острая кадровая проблема. Молодежь активно уезжает работать за границу, а привлечение в Латвию рабочей силы из-за рубежа регулируется все тем же Евросоюзом. В результате латвийские работодатели, чтобы удержать персонал, вынуждены тоже поднимать уровень оплаты труда.

С Богом в сердце и оружием в руках

Еще один способ для молодежи посмотреть мир - пойти служить в армию. В 2006 г. вооруженные силы Латвии стали полностью профессиональными. В их составе - 5600 военнослужащих регулярных войск и 10 тыс. резервистов. Латвийские военнослужащие регулярно участвуют в миротворческих операциях (Косово, Ирак, сейчас - Афганистан).

Вступление в НАТО обязало Латвию увеличить военный бюджет (в 2007 г. на эти нужды выделено 327 млн. евро) и привести свою армию в соответствие со стандартами Североатлантического союза. Это касается и тактики действий, и вооружения, и амуниции, и знания английского языка.

На базе национальных ВС в Адажи нам показали, в каких условиях живут и служат латвийские солдаты. Условия эти, конечно же, получше, чем в Советской Армии, но еще далеки, например, от французских или германских. И все же главный вопрос решен: солдаты занимаются только своим делом, а не ходят, как это было раньше, в наряды по столовой и не занимаются подсобным хозяйством.

Невольно привлекает внимание новостройка военной базы - здание церкви. В каждом батальоне - свой капеллан, священник с воинским званием, в задачу которого входят не только организация и проведение собственно церковных мероприятий, но и моральная поддержка солдат в трудную минуту.

- Мне не положено выполнять нормативы, - говорит капеллан 2-го батальона Руслан Маркевич, - но, готовясь к командировке в Афганистан, я стремлюсь выполнить всю программу наравне с бойцами. Иначе как я смогу там, в условиях, максимально приближенных к боевым, быть для солдат духовным авторитетом?

Для Руслана это не первая командировка в «горячую точку». В Ираке латвийские солдаты частенько взаимодействовали с украинцами. «Ваши ребята показали себя молодцами, передайте им, пожалуйста, от меня привет», - попросил на прощанье капеллан. Выполняю его просьбу.

Поездка осуществлена при поддержке Программы «Схід-Схід» Международного фонда «Відродження», Института по развитию региональной прессы в Украине, Латвийской трансатлантической организации (LATO), Министерства иностранных дел Латвии, Фонда Конрада Аденауэра, Фонда Сороса в Латвии.