Парк вчера и сегодня. А завтра?

Все в сад!

Кому первому пришла в голову счастливая мысль устроить в Мелитополе новый парк - неизвестно. Идею, конечно, продиктовала сама жизнь. В Мелитополе с дореволюционных времен местом массового отдыха был городской сад. Он располагался в нижней части города, у реки, в районе нынешнего спорткомплекса моторного завода. К концу 1920-х годов население города заметно выросло, в горсаду очереди в купальни нервировали горожан, а в выходные и праздничные дни он превращался в «толкучку».

Новый парк решили устроить на окраине города, на огромном пустыре возле бывшей земской, к тому времени советской, больницы (горбольница № 1). В 1926 г. проект парка подготовил И. Алексеев. Иван Александрович возглавлял Мелитопольское лесничество и был специалистом высокого класса. Полжизни он занимался посадками леса в степи. Именно в том году он свою автобиографию (стандартный документ для личного дела) закончил решительными словами: «Менять направление своей деятельности в то время, когда степных лесоводов почти нет, не считаю целесообразным как для себя, так и для дела, которому отданы уже лучшие годы жизни». А было ему тогда неполных сорок лет.

Ночная смена

Конечно, такой серьезный проект нуждался в одобрении «сверху». Одобрение не задержалось.

Как вспоминает бывший директор моторного завода Степан Иванович Бензик, однажды в 1927 г. в город приехал глава обкома партии Мендель Маркович Хатаевич. Поняв ситуацию с полуслова, он приказал собрать в горкоме партии руководителей предприятий. Сбор был назначен на... 22.00. (Сейчас это, наверное, выглядит дико. Но тогда все руководители жили в режиме, который задавал «хозяин Кремля». Сталин работал по ночам, об этом знала вся страна, и горе тому начальнику, которого ночной звонок из Москвы не заставал на рабочем месте).

Хатаевич собрал директоров не совещаться, а раздать им задания. В 24.00 все разъехались - причем не по домам, а по своим рабочим кабинетам. Надо было готовиться: утром, с 8.00, приказано начинать.

Проект Алексеева, под его же наблюдением, претворялся в жизнь. Парк стал «народной стройкой», профсоюзы привозили сюда рабочий народ на субботники и воскресники. Специально приходили комсомольцы, школьники, домохозяйки. Так что рабочих рук хватало.

Вручную перекапывали землю, высаживали деревца и кустарник. Их, кстати, привозили из того же лесничества, и тоже, скорее всего, «за бесплатно». Главной проблемой оказалась нехватка воды - и для людей, и для растений. Водопровод сюда не доходил, приходилось возить ее бочками снизу, из пруда в городском саду. Носили и ведрами из больницы.

Поначалу парк был невелик - в 1934 г. вчетверо меньше, чем сейчас. Но площадь его год от года росла. Несколько лет он носил имя М. Хатаевича, пока тот не оказался «разоблаченным врагом народа» и был расстрелян.

Со стороны нынешнего проспекта парк обнесли ажурной кованой оградой. Говорят, до того она стояла у собора Александра Невского. С решеток вырубили кресты, и ограда продолжила свою жизнь (в отличие от собора).

Постепенно в парке появлялось все необходимое для культурного отдыха: фонтан, громкоговоритель, стадион, тир, летняя эстрада, бетонные скульптуры, кинотеатр, карусели, киоски с газировкой, парашютная вышка (на месте нынешней «главной» танцплощадки). Парашютисты были подстрахованы стальным тросом, но все равно плавный полет с высоты девятиэтажного дома казался достаточно экстремальным. А сооружение в парке детской железной дороги сделало его центром притяжения школьников и взрослых.

Жизнь в парке кипела до вечера. В 23.00 по аллеям цокали копыта наряда конной милиции, и парк покидали последние посетители. На ночь он закрывался (вход, кстати, был платным).

В 1950-60-х годах в парке прошла грандиозная реконструкция, и он в основном приобрел нынешний вид.

Трудный отдых

Сегодня парк переживает непростые времена. Повторяется ситуация 80-летней давности. Население города выросло в несколько раз. Чем ответил на это парк? Наращиванием числа аттракционов. Но парков в Мелитополе не стало больше, а от старого парка еще и отрезали кусок (10 га) - для прокладки улицы Шмидта.

В городе строили заводы, жилье, магазины... До закладки нового зеленого массива как-то не доходили руки. Если «по уму», то свой парк должен иметь каждый городской микрорайон. А так... В нынешнем парке Горького праздничным вечером поневоле вспоминаешь поговорку о сельдях в бочке. Какой уж тут отдых! Чудовищный пресс все трудней выдерживать земле, растениям, работникам парка, даже скамейкам. Шум, пыль, груды мусора... Парку все труднее поддерживать свою репутацию памятника садово-парковой архитектуры государственного значения. Возникают конфликты - с властью, бизнес-структурами.

Когда-то в городе попытались в нижней части города, у реки, заложить «Комсомоль- ский парк». Но, видимо, специалистов уровня И. Алексеева в городе не нашлось. И некому было сказать, что место для парка выбрано удивительно неудачно. Да и времена чистого энтузиазма и беспрекословного повиновения прошли.

Кстати, профессионалов с высшим «садово-парковым» образованием в Мелитополе нет, кажется, до сих пор. А нужда в них чувствуется и в самом парке Горького. Тогда бы, например, тут не стали высаживать теплолюбивые растения, купленные в Крыму за немалые деньги, но неспособные пережить суровые зимы.

У нашего парка богатое славное прошлое и нелегкое настоящее. Каким окажется будущее?