Дневник с «наваром»

Руководство исполкома однозначно «за» - весной-летом они идею фирменных дневников продвигали, сейчас одобряют. Мальчишки-шестиклассники и девочки из 9 класса подметили самый, на их взгляд, существенный недостаток: нет формул по химии, физике, таблиц по математике.

У мам и пап претензии посерьезней. Во-первых, в дневниках обнаружили недочет: дни недели перепутаны, а в одной из школ даже брак - часть страниц перевернута вверх ногами. Во-вторых, они не дешевые: 6,50-7 грн. (в зависимости от количества вкладышей). Бывают, конечно, и дороже. Их отличие - очень красочные. Но можно купить и вдвое дешевле. Они проще, без отвлекающих картинок. Кстати, в глазах учителей это плюс.

Так или иначе, в продаже дневники есть на любой вкус и кошелек. А в нашем случае выбор родителям и учащимся подсказали. Кто именно? Идея, как выяснилось, принадлежит предпринимателю Инне Грач и поддержана, по ее словам, городскими властями.

Задумка сама по себе симпатична. Обложку украсили фотографии городских достопримечательностей. Какие и у кого могут быть возражения против желания воспитывать патриотизм, любовь к своему городу, школе? Дело доброе. Но уместно ли обильное присутствие в дневнике рекламы и является ли саморекламой пространное обращение к детям городского головы Дмитрия Сычева на одной из первых страниц? Кстати, мы поинтересовались у нескольких ребятишек - они его не читали и не собираются читать. Это им неинтересно. А может, старались не для них, а для родителей? Ведь они тоже заглядывают в дневники. Только красит ли такой пиар градоначальника? Причем пиар за деньги самих же родителей. Власти, к примеру, Севастополя и «бютовцы» дневники с самопиаром (и без коммерческой рекламы) раздавали бесплатно.

И еще несколько слов о рекламе. Мы не беремся судить, кто за нее платил, сколько и как. Хозяин кафе «Трали-вали» экс-мэр Василий Ефименко пояснил: «По уговору, я должен фирме-заказчику перечислить 1,5 тыс. грн., из них 500 - предоплата. Остальное обещал отдать, когда будет отпечатано. И сдержу слово. Но пусть сначала выдадут моему ребенку и всем остальным детям нормальный дневник, без перевернутых страниц».

Мы в редакции обратили внимание еще на один любопытный «штрих» - опубликованный в конце дневника «Кодекс чести гимназиста». Уж очень корявые в литературном плане получились наставления. «Считай своих товарищей по учебе за друзей». Правильно сказать - друзьями. А следующие фразы еще «чище»: «Свое поведение содержи в чистоте». «Что можешь хорошего - не забывай, чего не можешь - учись»! Будем надеяться, русский язык будет изучаться не по этому образчику.

Где печатался дневник, неизвестно - по словам Инны Грач, это коммерческая тайна. Но все можно просчитать. Стоимость изготовления такого школьного дневника в Мелитопольской типографии составила бы, по словам директора ООО «Издательский дом» Владимира Морозовского, 2,5-3 грн. Напомним, что с родителей собирали по 6-7, умножим разницу на 6000, добавим доход от рекламы. Неплохо?

Кстати, И. Грач сказала, что за счет средств от рекламы дети льготных категорий получили дневники бесплатно. Но сколько таковых было, не уточнила.

Есть и более серьезные претензии к описываемому печатному продукту. По закону, разъяснила нам Ирина Орлова - замдиректора Киевского института инновационных технологий (это структура Министерства образования и науки), в продукции для школьников нужно обязательно указать производителя, его адрес, тираж, технические документы, лежащие в основе его разработки. На дневнике этого нет. Зато полно рекламы, которой, по словам И. Орловой, быть не должно. Но обязательно должна быть ссылка на разрешение Минобразования на такую деятельность, чего на дневнике тоже нет.

Почему же проигнорированы госстандарты и требования закона? Отдавали ли себе в этом отчет городские власти, продвигающие сомнительный проект? Только ли в местном патриотизме дело? А может, значим самопиар? Да и коммерческий успех проекта в тепличных и не слишком законных условиях очевиден. А когда в проекте сочетаются приличный «навар» и забота власти, какие только мысли в голову не придут...