Галопом по Европам – 3

Мы въехали в Париж 1 мая. И были порядком удивлены, увидев толпы народу, красные флаги с пятиконечной звездой, серпом и молотом, трибуны с ораторами и музыкантами, разноцветные шары, взлетающие в небо. Во Франции 1 мая - общегосударственный и общевыходной Праздник Труда. Кстати, в старину французы 1 мая отмечали День ландыша. Традиция жива, подарок этого цветка считается безмолвным признанием в любви, в провинции ландыши выращивают тоннами и везут в столицу. Мы едем мимо цветочниц, торгующих ландышами, - большими букетами и горшочками на один стебелек. Тормозим, выходим и видим…

Париж подо мною

Высоко на зеленом холме стоит церковь необычной, «некатолической» формы и яркого белого цвета. К ней ведет каскад лестниц. Выбираем ту, что покруче, но покороче. Мы идем вверх, и церковь медленно приближается. Она называется Сакре-Кёр - «священное сердце». По легенде, копье римского воина пробило сердце распятого Христа, с тех пор оно вечно кровоточит за грехи человечества. Храм решили строить в 1875 г., после многомесячной осады Парижа прусской армией, после революции и кровавой Парижской коммуны. Страна лежала в глубоком кризисе, общество погрязло в раздорах. Церковь была задумана как символ национального покаяния и примирения, в ней умышленно сочетаются разные архитектурные стили.

В основание храма заложили ящичек с французскими медалями. Строили церковь на средства государства и всей страны. Каждый гражданин мог купить камень для храма, и на этих камнях выбивали инициалы жертвователя. Стройка затягивалась: пришлось по ходу дела укреплять холм, изрытый старинными каменоломнями. Закончили строить в 1914 г. Как раз к новой, еще более кровавой войне...

Стометровая колокольня Сакре-Кёр - самая высокая точка французской столицы. Перед храмом - отличная смотровая площадка. За спинами у нас толпятся англичане, японцы, бразильцы, а также африканцы - продавцы сувениров. А впереди, почти до самого горизонта - тысячи зданий, дорог, парков. «Столица мира» лежала перед нами в легкой дымке…

Крыши Монмартра

Чуть в стороне от Сакре-Кёр мы попали в водоворот Монмартра. Узенькие извилистые улочки, на площади десятки художников рисуют и продают картины на любой вкус и кошелек: хочешь - твой портрет за 10 евро (70 грн.), хочешь - серьезный пейзаж за 1000 евро («Месье, это, возможно, настоящий Ренуар...»). Славу Монмартру принесла богема, облюбовавшая в XIX в. этот дешевый пригород для жизни, развлечений и творчества.

Мы подходим к гостинице «Счастливая Франкетта». Окна с беленькими ставнями, цветы на балкончиках. И огромная доска, извещающая, что сюда захаживали на биллиард и рандеву художники Дега, Сезанн, Тулуз-Лотрек, Моне, писатель Золя и что именно зимний сад «Франкетты» изобразил Ван-Гог на картине, которая хранится в Лувре.

Разноцветные ресторанчики и магазинчики, сотни людей. Пара очень немолодых, но ухоженных и очень симпатичных парижанок устроилась за столиком на тротуаре. На подносе у них бокалы с белым вином и морщинистые коричневые раковины. Устрицы! Одна бабуля поливает их лимонным соком из серебряного ковшика. В этом возрасте парижские женщины говорят: «Теперь я могу позволить себе то, что хочу».

Мы поселились в гостинице неподалеку. Старинные дома тут узкие и высокие, тянутся к солнцу. Ни на одном не повторяется узор решетки на окнах - такое условие ставили когда-то власти застройщикам. Поднимаемся на свой этаж, входим в темный коридор. Тут же перед нами сам зажигается светильник. Идем дальше - за спиной свет гаснет, впереди включается. Французы умеют экономить.

Заходим в номер, подхожу к окну, отдергиваю штору. Через дорогу, совсем недалеко, в окне такого же дома девушка расчесывает длинные черные волосы. Монмартр!

Город будущего

Полвека назад правительство Франции решило построить на окраине деловой квартал. Не всем эти бизнес-идеи понравились: «У нас не Нью-Йорк, к чему эти бездушные коробки с узкими улицами-щелями?» Но среди старинных особняков не было места для офисов, торговых центров, банков, институтов и прочего. «Ладно, - решили французы, - построим. Но наши небоскребы будут другими». Так родился квартал Дефанс.

...Нас высадили здесь и сказали: «Побродите немного». И правда, броди - не хочу. Улиц-то нет! Над землей - огромная (больше километра) бетонная платформа для пешеходов, спускающаяся уступами к Сене. Под платформой - автомобильные и железные дороги, метро, вокзал, автостанция, огромная автостоянка. В общем, потоки пешеходов и транспорта нигде не пересекаются.

В квартале работает 100 тысяч человек: госслужащие, банкиры, коммерсанты, ученые... 25 тысяч из них в Дефансе и живут. О «коробках» никто не вспоминает.

Небоскребы здесь имеют вид гигантских башен. Они овальные, трехгранные, с выпуклостями и выемками, похожие на изогнутый парус и на нос корабля. Черные, белые, голубые, дымчатые, красно-желтые. Гранит, мрамор, металл, стекло, пластик. Фасад одной из башен покрыт 4 тысячами зеркальных панелей: смотришь - а там все время какое-то движение, видимо, из-за игры солнца и облаков. И здание будто колышется, струится. Выше всех взметнулась «хатынка» «Фиата» - 178 метров. На верхушке одной башни - часы-барометр в виде колонны. Они сообщают прогноз погоды: зеленый цвет - ясно, синий - облачно, красный - жди дождя.

Издали заметен огромный купол, под которым разместились сад, световые скульптуры, разноэтажные торговый центр, 14 ресторанов и 16 кинозалов. Кстати, в Дефансе - кинотеатр с самым большим в мире экраном - высотой с семиэтажный дом. Есть и фонтаны с каскадами воды, музыкой и светом, огромный парк с комплексом балетной школы Парижской Оперы. Между домами - дворы, площади и площадки, там и сям разбросаны десятки модерновых скульптур. Описать их невозможно. Нам, привыкшим к безликим фигурам на постаментах, оставалось только повторять знаменитое нянькино: «А-ччуметь!»

Да уж, «город будущего» впечатляет. Но... Не уверен, что жить здесь так же уютно, как в старых кварталах. Все-таки мы люди не будущего, а настоящего.