Галопом по Европам

Продолжение. Начало в № 28.

Идем по центру Вены, и экскурсовод на ходу бросает: «А вот здесь работает наш президент». Красивый старинный особняк. Ни роскошной решетки, ни охраны, ни митингующих с плакатами. Рядом снуют машины, бродят группы туристов. После избрания президент отказался переезжать в «положенные по чину» апартаменты и остался с женой жить в прежней квартире. Когда он едет по Вене, дорогу ему не расчищают, движение не перекрывают. И это здание венцы называют не «резиденцией» (как мы привыкли), а «офисом президента». Как говорят в рекламе, «почувствуйте разницу». А еще в Вене там и сям можно увидеть государственный герб страны - орел, сжимающий в лапах… серп и молот. Неожиданно!

Кофе плюс чашка

Наша группа с гидом зашла в центре Вены пообедать в кафе «Розенбергер». Сеть этих кафе разбросана по всей стране, в городах и вдоль дорог.

Заходим. Бросается в глаза огромное дерево, вокруг него длинный круглый прилавок. Теперь главное - взять нужную посуду. Потому что за маленькую тарелку одна цена, за среднюю - другая, за большую - третья. Можно всю тарелку заполнить любимым салатом, а можно разных положить понемногу каждого - с грибами, ветчиной, кукурузой, кальмарами… Это все равно будет называться «тарелка салата». Кассир показывает тебе цифры на табло. Ты платишь, получаешь сдачу плюс «данке шен» - очень быстро, просто, вкусно и совершенно не нужно говорить и даже понимать по-немецки. Полный обед обходится примерно в 10 евро. По нашим меркам дороговато (70 грн.), по европейским - нет.

Чай мы пить не стали (пакетик «Липтона» - 1,5 евро), а вот на кофе соблазнились. Ведь именно из Вены кофе когда-то распространился по всей Европе, и в венских кафе его сейчас сотни разновидностей. Именно тут я, не кофеман, понял, что такое настоящий кофе: это когда идешь по улице и сквозь неплотно прикрытую дверь слышишь кофейный запах. Мы взяли кофе «Кайзер меланж» (3 евро). Это большая чашка с пеной сливок, припудренных шоколадом, а уже там, внизу, кофе с молоком, приправленный еще чем-то. Плюс каждому, кто купит «Кайзер меланж», в подарок от фирмы выдается чашка - такая же, из какой вы пили этот кофе. Приятно!

«Помнит Вена…»

За ближайшим углом неожиданно открывается большая площадь - «Шварценберг-платц». За рассыпающейся струей высоченного фонтана виднеется какой-то монумент. Он не очень вписывается в окружение из роскошных старинных особняков. В нем есть что-то такое… неуловимо наше. Да это же монумент советским воинам - первый советский памятник за рубежом! Его открыли в августе 1945 г. (а ведь в апреле здесь еще гремели бои). 11-метровую фигуру солдата отлили австрийские металлурги. У солдата в одной руке знамя, в другой - щит в виде герба не существующего уже СССР, щит и каска покрыты золотом. На плитах имена 52 погибших, стихи о подвиге солдат и слова: «Отныне над Европой будет развеваться великое знамя свободы народов и мира между народами. Иосиф Сталин».

В 1961 г. в Вену для переговоров с Кеннеди приехал Никита Хрущев, неугомонный борец с «культом личности». После его визита советское посольство предложило Австрии: «Давайте мы аккуратненько уберем с памятника имя Сталина. Ну, вы же понимаете…» Австрийцы вежливо, но твердо отказали. Мы, говорят, взяли на себя обязательство сохранять памятник в первозданном виде.

В Австрии после войны наши войска стояли 10 лет. А оккупанты хорошими не бывают. Но за полвека в Австрии никому не пришло в голову требовать переноса этого «символа оккупации». Никто не говорил, что он заслоняет (а он таки заслоняет) историческое здание - дворец полководца Шварценберга, героя войны с Наполеоном.

Дело тут, конечно, не в какой-то особой любви к русским, ее мы не заметили. Но в боях за Вену полегло 26000 (!) наших солдат и офицеров. Только совершенно бессовестный человек может забыть о благодарности. Как поется в песне: «Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай…»

Штраус и компания

Сверяясь на каждом перекрестке с картой, мы с женой идем по Вене, в городской парк, к «золотому Штраусу». Бронзовый памятник поставили тут ровно сто лет назад. Не так давно его покрыли золотом. Говорят, это самый фотографируемый объект Вены.

Вену справедливо называют музыкальной столицей мира. Эта маленькая страна дала миру Моцарта, Шуберта, Гайдна, двух Иоганнов Штраусов. Бетховен прожил в Вене 35 лет (сменив 60 квартир - может быть, соседям не нравилась ромкая музыка?). Кстати, в венском Доме музыки можно послушать не только великих композиторов, но и коллекцию «просто звуков»: шум Бродвея, шорох листьев и т. п. Здесь же можно подирижировать самим Венским филармоническим оркестром. Окестр на экране ускоряет или замедляет темп по указаниям вашей виртуальной «палочки». Остановишься - оркестранты вскакивают и прямо с экрана обзывают вас, маэстро, нехорошими словами.

Да, чуть не забыл: в Вене-то родился и знаменитый венский вальс. Вы не поверите, но поначалу аристократы объявили его непристойным: в «приличных» танцах мужчине дозволялось касаться партнерши лишь кончиками пальцев.

Дом двухсот королей

Самое удивительное сооружение Вены мы увидели, уже уезжая из нее. В 1980-х годах немолодой уже художник Фриденсрейх Хундертвассер решил заняться архитектурой. Он вообще увлекался многим: иллюстрации к Библии, эскизы марок для Африки, флага - для Новой Зеландии, дизайн монет, автомобильных номеров, озеленение пустынь Израиля… Чем бы он ни занимался, главной была идея: человек - часть природы. Так вот этот самый неутомимый Хундертвассер однажды заявил: «Дом должен стать частью природы, а природа - частью дома. Никакой симметрии, никаких прямых линий и углов - их в природе нет. Экологическая архитектура!» Венский муниципалитет решил рискнуть. Мастеру выделили на переделку дом из скучного серого кирпича. И не прогадали.

Задрав головы, мы бродили вокруг этого здания и беспрерывно клацали фотоаппаратами. Стены, контуры окон, карнизы, углы, ниши кривоваты. Этажи разной высоты, даже их число не сосчитать. Окна (13 типов!) и балкончики пляшут по фасаду в полном беспорядке. Фасад раскрашен большими квадратами всех цветов радуги. На крышах, балконах, террасах растут деревья, кустарники, цветы и просто трава. Не забыты и традиции имперской Вены: над окнами нарисованы крохотные разноцветные короны. То есть каждый из двухсот жильцов - король в своей квартире! Бродя вокруг дома, мы увидели в нем кусочек испанского замка, североморский маяк, колонны и статуи и даже золоченые луковки православных храмов.

С опаской заглядываю в подъезд. Неровные полы и разной ширины лестничные марши символизируют лесные и горные тропы. Разноцветные отпечатки ладоней - «автографы» строителей. Из осколков керамической плитки на стенах и полах выложены деревья, лебеди, совы и утки. Звонить в двери квартир я не осмелился. Говорят, и там - ни прямых, ни углов. Кафельные ванные - в буйных пеликанах и бабочках. Каждая квартира оснащена промывочной системой, которая поставляет использованную воду «деревьям-жильцам». В доме есть зимний сад, детские игровые комнаты, террасы, магазины. Жилье в «Доме Хундертвассера» - одно из самых дорогих в Вене, но отбоя от желающих нет.