Галопом по Европам

А куда вы так спешите?

Началось с приключений. Наш поезд «Киев - Чоп» до Чопа не доехал. Какое-то очередное ЧП на железной дороге. А состав забит туристами, которых в Чопе ждут десятки автобусов. Ситуацию «разрулили»: хозяева автобусов согласились перегнать их в Ужгород, там мы и вышли. Наш гид ставит новую задачу: погрузиться в свой автобус как можно оперативнее, тогда больше шансов раньше других пересечь границу.

Грузимся. Умеренный комфорт автобусов не пугает: мы уже знаем: это временно. Иностранным автобусам ехать за нами в Украину (учитывая наши порядки и беспорядки) слишком дорого и хлопотно. Закарпатские водители-«челноки» возят группы туристов через границу, в Венгрию, а потом обратно. А уж в Европе у нас пересадка.

На пути к границе гид проводит очередной инструктаж: сколько можно провезти валюты, золота, водки, сигарет, черной икры. Вот и граница: шлагбаум, пропускной пункт, очередь машин. Пограничный контроль, таможенный контроль. Ни тот ни другой не спешат - служба такая. В окно наблюдаем, как из багажника «Опеля» люди в форме выносят блоки сигарет. Кто-то из наших шутит: «У кого там лишняя черная икра - быстро доедайте!» Гид предупреждает: с пограничниками и таможенниками держаться спокойно, выполнять все требования и НИКАКИХ ШУТОК (типа «а у меня в сумке пулемет»)!

Ждем час, ждем два. В общем, всего через четыре часа мы уже ехали к мосту через Тису. Позади оставалась родная Украина, впереди - неродные, но заманчиво интересные страны.

Вена без вальсов

Что мы знаем об этом городе? Столица маленькой страны и вальсов. Глядя на желтое пятнышко на карте Европы, как-то не представляешь себе, что это бывший центр империи, земли которой простирались на восток за Черновцы. Она включала в себя Чехию, Словакию, Венгрию, Сербию, Хорватию, часть Германии, Италии… Неудивительно, что страна, похожая на лоскутное одеяло, в конце концов развалилась. «Нам осталось то, что никто не хотел брать», - грустно шутят австрийцы. Но осталось не так уж и мало: город, построенный как роскошная столица. Прекрасная природа - Альпы, Дунай. Дух народа, в котором сплавлен опыт десятков наций и поколений. Всем этим наследием австрийцы сумели с умом распорядиться.

Вид с высоты

Эмблемой города считается собор святого Штефана - «Штеффи», как по-домашнему называют его венцы. В этом году собор празднует 860-летие. Его строили и перестраивали несколько веков. На его стенах чего только нет! Скажем, вмонтировано особое кольцо, ухватившись за которое бежавший от преследования становился неприкосновенным. В другом месте закреплены старинные меры длины ткани и размера буханки хлеба. Любой средневековый покупатель мог проконтролировать по ним свою покупку. И, не дай бог, обнаруживал обман! Булочника в любое время года опускали в его собственной плетеной корзине в Дунай, и часто это становилось его последним купанием (эффективная защита прав потребителей, не так ли?).

В старину в катакомбах под собором хоронили и простых людей, и знать. В общих могилах здесь покоятся останки 16 тысяч человек (кости можно посмотреть, спустившись в метро неподалеку, на остановке «Штефанплатц»). В бронзовых сосудах стоят тут и останки императоров Австро-Венгрии. По какому-то странному древнему обычаю сердце монарха хоронили в одном месте, тело - в другом, а внутренности именно здесь, в подземелье.

У собора две башни, при закладке одной из них известь венцы гасили вином, которое в тот год выдалось слишком кислым - не пропадать же добру. Таким был приказ кайзера Фридриха III. В соборе сейчас стоит его гробница из красного мрамора, украшенная 240 фигурами. Здесь же часовня, где над алтарем - изображение Христа с бородой из настоящих волос. По легенде борода растет, и ее каждый год в Страстную пятницу подстригают...

Лифт легко поднимает желающих на башню. С высоты 50-этажного дома столица - как на ладони. Можно вблизи рассмотреть крышу храма - с глазурованной разноцветной черепицей, сложенной в узоры, гербы. Другая башня собора заметно ниже. Сначала ее из-за нехватки денег не достроили, а когда появились деньги, все уже привыкли к несимметричному виду храма и оставили, как есть.

В храме 23 колокола. Самый большой весит 21 тонну, он отлит из орудий, захваченных у турок. Кстати, этот враг не раз угрожал Вене, стоя буквально под ее стенами. В шпиль собора вделано турецкое ядро, которое однажды перелетело стену и ударило в храм. А во время Второй мировой войны собор сильно пострадал от артобстрелов и бомбардировок. Деньги на восстановление собирали всей Австрией, реконструкция длилась семь лет.

Напротив собора, в нескольких шагах, построили суперсовременный коммерческий центр. Смотрится он несуразно. Хотя древний храм прекрасно отражается в его изогнутых стеклянных стенах.

Сокровища империи

Династия Габсбургов правила Австро-Венгрией чуть ли не 700 лет (вдвое больше, чем Романовы - Россией). Монархам же пристало иметь драгоценности. Самые-самые из них собраны в «Сокровищнице Габсбургов» во дворце Хофбург. Сегодня в нее может попасть любой желающий (готовый заплатить за вход 20 евро - примерно 120 грн.).

Главное украшение - восьмигранная корона «Священной Римской империи германской нации», шедевр византийских ювелиров. Ей за тысячу лет.

Хит коллекции: младенческая колыбель сына Наполеона и Марии Луизы Габсбург - 280 кг позолоченного серебра. Сидящий на колыбельке орел выглядит страшновато. Хочется верить, что малыша укладывали спать все-таки в нормальной кроватке, а в этой лишь демонстрировали гостям. Запомнился и огромный изумруд размером с кулак Владимира Кличко. Московские цари пытались выменять камень на особо крупные жемчуга, но Габсбурги устояли.

В сокровищнице немало христианских реликвий. Официальная церковь относится к ним осторожно, легенд вокруг них больше, чем фактов. Это агатовая чаша, украденная крестоносцами в Константинополе (в нее будто бы капала кровь распятого Христа), зуб Иоанна Крестителя, обрывок скатерти с Тайной вечери, гвоздь, якобы пробивший правую руку Иисуса, плат Вероники, на котором отпечаталось Его лицо, наконечник копья, которым рим-ский солдат пронзил тело Спасителя. Копью приписывают магические свойства: «Кто владеет им - владеет миром». Возле этой витрины когда-то часами простаивал 20-летний Адольф Шикльгрубер, родившийся в австрийской деревушке. Став Гитлером и захватив Австрию, он перевез копье в Германию, поближе к себе, но… Лучше б он оставался молодым венским художником.