Парк советского периода

«БУДЬТЕ, КАК ДОМА, НО НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧТО В ГОСТЯХ»

Оказалось, что наш земляк Александр Шпаков четыре раза побывал на северокорейской земле, познакомился с культурой и обычаями народа, следующего идеям чучхе и обожающего своих правителей до истерических слез.

Впервые Александр попал в Северную Корею как участник международного фестиваля культур народов мира в составе делегации Киевского театра бального танца под руководством Олега и Елены Касьяновых. К слову, к тому времени театр уже был обладателем Гран-при этого международного фестиваля в Пхеньяне, на который приезжают художественные коллективы и исполнители не менее, чем из 80 стран. Танцоры Киевского театра бального танца были единственными представителями от Украины, что, по словам А. Шпакова, было довольно ответственно.

Добирались украинские артисты до столицы КНДР более семи часов на самолете из Москвы.

- Какие первые впечатления? Снижаемся на самолете, а под нами поля, поля, поля… День пасмурный, мрачновато, - вспоминает Александр. - Аэропорт - «совдеповский», отметили большое количество людей в полувоенной форме. Еще в аэропорту каждой делегации выдали по коробке, в которую охранники попросили сложить мобильные телефоны, iPhonы. А возвратили их в конце поездки. «Связаться с Родиной?» - «Пожалуйста, по телефону в отеле или там же через Интернет».

Как говорит Саша, внутри страны у корейцев есть своя мобильная связь. Правда, она появилась совсем недавно, так как в первых поездках в Северную Корею А. Шпаков этого не наблюдал. Отметил он и увеличившийся с его первой поездки поток автомобилей на дорогах Северной Кореи, которыми руководят не светофоры, а девушки-регулировщицы на перекрестках.

О БЫТОВЫХ МЕЛОЧАХ

Участники международного фестиваля культур неизменно жили в Пхеньяне в солидном современном отеле, построенном на полуостровке, образованном рекой. Чувствовалось, что это отель класса советского «Интуриста», когда для иностранцев - все самое лучшее. Чисто, ухоженно, есть боулинг, казино, сувенирные магазины, спортплощадка и громаднейший банкетный зал. К каждой иностранной делегации были приставлены сопровождающие-переводчики, о которых говорили, что они «из соответствующих органов».

Кормили иностранцев, как говорится, на убой.

- Складывалось такое ощущение, что большую часть дня мы проводили в столовой: завтрак, репетиция, обед, репетиция, экскурсия, ужин, концерт, - смеется Саша.

По его словам, ошибкой новичков, приезжающих в Корею, является их стремление продегустировать острую национальную пищу. Потом проблем с желудком не оберешься. Опытный народ не усердствует: рис и рыбка, картошечка и овощи.

Самим без сопровождения гулять по городу не приветствовалось принимающей стороной. Распространялись даже слухи- ужастики о солдатах с автоматами на улицах ночной столицы. Но смельчаки выходили, найдя время и силы после напряженного графика репетиций и концертов.

ОСОБЕННОСТИ СЕВЕРОКОРЕЙСКОГО ХАРАКТЕРА

Корейцы воспитаны на том, что они - великая нация. И этот максимализм проявляется во всем: что ни статуя, башня, стадион, отель, то самые высокие и самые большие в мире. Например, стадион Первого мая в Пхеньяне. Его вместительность - 150 тыс. человек, а общая площадь - 207 тыс. кв. метров, 8 этажей стадиона составляют высоту 60 метров. Крыша состоит из 16 лепестков и напоминает цветок магнолии.

Еще корейцы очень трудолюбивы. Все работают, нет праздно сидящих или шатающихся без дела. Не видел Александр и необработанного клочка земли. Зато орудия труда, техника еще с «незапамятных времен советской гуманитарной помощи братскому корейскому народу», ремонтированные не раз и не два.

«ВО ТЬМЕ ПЕЧАЛЬНОЙ ГРОБ КАЧАЕТСЯ ХРУСТАЛЬНЫЙ…»

У каждого северокорейца есть святое место - Кымсусанский мемориальный дворец Солнца - мавзолей Ким Ир Сена - Великого вождя, траур по которому продолжался в стране три года. В декабре 2011 г. туда же было помещено тело его сына и второго по значимости человека в государстве после Ким Ир Сена - Ким Чен Ира. А власть перешла к внуку первого и младшему сыну второго - Ким Чен Ыну. Так что государство вроде и имеет статус народно-демократической республики, а власть принадлежит одной семье. Чем не монархия по-социалистически?

Но вернемся к мавзолею. По словам Александра, в этом громадном мраморном здании раньше размещалась резиденция Ким Ир Сена, но после его смерти комплекс был перестроен под усыпальницу. Здесь постоянно толпится народ: корейцы посещают своего горячо любимого Великого Кормчего, а иностранцы - один из главных туристических объектов страны.

Существует определенный дресс-код: к телу не пустят, если посетитель одет неряшливо, в яркую одежду, в шортах и шлепанцах. Всех строят в колонну, которая медленно и скорбно движется по тоннелю. Сначала туристы и местные попадают в залы, где можно увидеть подарки Ким Ир Сену, сделанные за годы его жизни лидерами и делегациями разных стран мира. Здесь выдаются маленькие mp3-плейеры Sony с громкоговорителями, через которые на русском языке гиды поведали украинцам о жизни и деятельности товарища Ким Ир Сена.

- Все это передавалось таким торжественным и каким-то загробным голосом. В тот момент, когда пошел рассказ о смерти Ким Ир Сена, в голосе диктора появились слезы, - вспоминает А. Шпаков. - А еще все это передавалось фразами типа: «Когда он умер, земля и звезды заплакали кровавыми слезами, которые превратились в алое знамя». Очень хотелось засмеяться, но я не сделал этого только из уважения к чувствам присутствовавших на экскурсии корейцев. Многие из них искренне плакали. А нам это было дико.

Перед тем как зайти в усыпальницу, всех проверили рентгеном, пропустили через аэродинамическую трубу с дезинфицирующим раствором, убивающим микробов. Гиды разделили посетителей на четверки. Нужно было подходить к саркофагу с мумией Ким Ир Сена, лежащей в хрустальном гробу, обходить его с трех сторон, кроме головы, и каждый раз кланяться.

- Поклонились, поклонились и ушли. Впечатления особого это не произвело. Больше впечатлились его бронированными БМВ и поездом, подарками со всех стран, начиная от эксклюзивных колье с бриллиантами и заканчивая китайским ширпотребом, - говорит Александр.

«САМОЕ ЛУЧШЕЕ У НИХ - ДЕТИ»

Удивительно, но самые яркие, добрые, радостные впечатления у Саши и его друзей остались от общения с северокорейской детворой. А. Шпаков уверен, что советский лозунг «Все лучшее - детям!» в КНДР претворен в жизнь. Хотя, возможно, только в Пхеньяне. Один Дворец пионеров чего стоит! Это гигантский мраморный дворец, где созданы все условия для развития творческих способностей детей. Александр и его коллеги-танцоры с экскурсией прошли по классам, кабинетам и концертным залам, когда там шли занятия и репетиции кружков. У ребят престижно играть на музыкальном инструменте, танцевать в балете, осваивать компьютер. Инструментами, оборудованием, материалами и всем-всем необходимым детишки обеспечиваются, причем бесплатно.

Детвора - от совсем еще малышей до мальчишек и девчонок повзрослее - старательна, усидчива, настойчива в освоении творческих премудростей. А еще они открыты, улыбчивы, приветливы. Как отметил А. Шпаков, создалось впечатление, что у них по-настоящему безоблачное, счастливое детство.