С музыкой в сердце

Первое упоминание о ней появилось в газете «Мелитопольский листок» от 1913 г., где напечатано: «Музыкальная школа И. М. Чубаты, основана в 1907 г. Мелитополь, Воронцовская улица, дом И. Б. Стамболи, квартира Лоевского». Учить детей игре на музыкальных инструментах, любить музыку и разбираться в ней мелитопольцы считали необходимым. Музыкальная школа пользовалась огромной популярностью. В разрушенном Великой Отечественной войной городе музыкальная школа возобновила свою работу уже в 1944 г. Судьбы многих мелитопольцев неразрывно связаны со столетней историей Первой музыкальной. Одна из них - судьба Людмилы Афанасьевны Ремезовой.

Истоки

13 июля 1926 г. в белорусском местечке Плещеницы Минской области в семье кадрового военного, участника гражданской войны Афанасия Афанасьевича Ремезова и его супруги Полины Францевны родилась дочь, которую счастливые родители назвали Людмилой. В 1934 г. отца перевели в Уральский военный округ, и вся семья переехала на Урал, в город Свердловск. Когда Люсе было девять лет, Афанасий Афанасьевич записал ее в открывшийся при клубе им. Дзержинского кружок игры на фортепиано.

Как вспоминает Людмила Афанасьевна, желающих учиться музыке было много, а инструмент - один. Чтобы подготовиться к уроку, девочке часами приходилось ждать, пока освободится класс после занятий и можно будет подойти к пианино. Год проучившись в кружке, Люся стала ученицей третьего класса музыкальной школы. Видя, что дочь серьезно и ответственно относится к занятиям, Афанасий Афанасьевич взял в прокате старый-престарый концертный рояль. Огромными усилиями рояль затащили на пятый этаж - большущий, черный, он занял собой почти всю комнату. Люся радовалась, это был ее первый собственный инструмент!

В музыкальной школе девочка училась успешно, переходя из класса в класс с подарками за отличную учебу - нотами. Эти ноты - вальсы Шопена, сонаты Бетховена, «Сборник юных композиторов» - до сих пор хранятся в семейном архиве Ремезовых. Они уцелели во время войны, в эвакуации, переездах. А в сердце Людмилы Афанасьевны до сих пор жива память о первой учительнице Антонине Ивановне Коцюбе, ставшей для девочки проводником в мир музыки.

Самое яркое из детских воспоминаний - встреча с великим композитором Дмитрием Шостаковичем в свердловском Дворце пионеров, где ученики музшколы дали концерт. Люся Ремезова тоже играла, и Шостакович ее похвалил. А еще в семейном архиве есть пожелтевший газетный снимок, на котором запечатлен гениальный пианист Эмиль Гилельс в окружении детей-слушателей. Среди них была и Людмила.

Силу духа черпали в музыке

В 1940 г. семья Ремезовых в очередной раз, вслед за отцом-военным, переселилась в Таллинн (Эстония). Здесь Люся пошла учиться в седьмой класс общеобразовательной школы и одновременно - на детское отделение Таллиннской консерватории, в класс замечательного пианиста и педагога Бруно Лукка. 21 июня 1941 г. Людмила сдала экзамен, прекрасно отыграв свою программу. Впереди было лето, которое они с мамой и младшим братом Валентином планировали провести у родственников в Белоруссии. Уже и билеты были куплены… Но в ночь с 21 на 22 июня из штаба воинской части, где служил отец, пришел вестовой и сообщил, что началась война. 30 июня все семьи военнослужащих были эвакуированы на восток. На узкой скамейке дачного вагона под аккомпанемент колес и грохот бомбежки встретила девочка свой пятнадцатый день рождения.

Они снова попали в Свердловск. Отец Людмилиной подруги Наташи, заслуженный артист РСФСР, лучший бас Свердловского оперного театра им. Луначарского Александр Новиков любезно предложил эвакуированным пожить у них в квартире и выделил Ремезовым свой кабинет. Полина Францевна и тринадцатилетний Валентин пошли работать в эвакуированный в Свердловск Московский центральный институт эпидемиологии и микробиологии - там готовили сыворотки, вакцины, медпрепараты для фронта. А Люся с Наташей поступили на фортепианное отделение музыкального училища им. Чайковского.

Правда, девчонок сразу же послали в колхоз: сначала на прополку картофеля, а потом на уборку зерновых. Там Людмила заработала два пуда пшеницы. Один пуд сдала в фонд обороны, а второй чуть ли не волоком дотащила домой. Каша из этой пшеницы была жизненно необходимой добавкой к скудным хлебным пайкам семьи: мама и брат получали по 800 г в день, а Люся - 600 г как студентка.

Но Людмила Афанасьевна вспоминает те трудные военные годы как замечательное время. Тогда она смотрела и слушала все оперы и балеты в Свердловском оперном театре, концерты приезжих знаменитостей, симфонического оркестра. Полуголодные люди в жестокую стужу шли в театр или филармонию, чтобы получить духовный заряд, помогавший жить и побеждать в военное лихолетье.

В 1945 г. Людмила окончила музыкальную десятилетку. А Новый 1946 год вся семья Ремезовых встречала в Германии, в городе Лигниц, куда получил назначение отец.

В трудовой книжке главная запись -музшкола № 1

После демобилизации отца Ремезовы перебрались в Мелитополь, купили старенький мазаный домик. Людмила очень хотела закончить образование и побыстрее начать работать, чтобы не сидеть на шее у родителей. Поступила в Днепропетровское музыкальное училище. После его окончания в 1950 г. вместе с Людмилой Булгаковой, с которой дружит до сих пор, была направлена на работу в Мелитопольскую музыкальную школу. Ее директор Николай Гримберг встретил молодых специалистов по-отечески радушно и тепло. Они прекрасно влились в дружный коллектив, где преподавали Е. Тубальцева, П. Стариков, В. Воробьева, Э. Ридник, Б. Ридник, В. Абрамова, Д. Феруз, А. Турецкая, И. Лиознова.

Музыкальная школа в начале 1950-х гг. не имела своего собственного помещения, она арендовала две небольшие комнатушки на первом этаже Дворца пионеров. В первой комнате у окна на старом рояле занимались пианисты. В углу за роялем был отведен уголок директору, а у входной двери размещался стол секретаря М. Панфиловой, к которой постоянно приходили посетители. Вторая комната была приспособлена под теоретические занятия. Как вспоминает Людмила Афанасьевна, уроки по специальности преподаватели зачастую проводили у себя дома или в арендованных в частных домах комнатах.

Добираться с вокзала в центр города было очень сложно. Поэтому жившая в том районе Вера Абрамова организовала своеобразный филиал музыкальной школы. На концерты, экзамены ее дети, нарядные, с цветами, приезжали в музыкальную школу. И эти посещения становились настоящим праздником.

Несколько лет Людмила Афанасьевна жила и работала в Днепропетровске, где учился в мединституте, а затем занимался наукой ее муж Евгений Кузьменко. В 1958 г. она снова возвращается в Мелитополь-скую музыкальную школу, которая размещается теперь в помещении бывшего молитвенного дома баптистов. Помещение состояло из трех клетушек-комнат, в которых разместились учебные классы, и небольшого, с зарешеченными окошками зала. У директора Н. Гримберга даже появился свой кабинет, переоборудованный из темной кладовки.

Потом был переезд школы в бывший спортзал пединститута на ул. Ленина. Помещение находилось в аварийном состоянии, но его подремонтировали, разделили на классы, оборудовали зал. Пообещали, что это временно. Кстати, с переездом на ул. Ленина начинается новый период в жизни школы - с новым директором Н. Кибкало. По словам Л. Ремезовой, Никифор Никифорович был человеком молодым, предприимчивым, смелым. При нем были закуплены новые мебель, картины, музыкальные инструменты, ноты, книги. Кроме классов фортепиано, баяна, скрипки, появляются еще и классы духовых инструментов, бандуры, виолончели. На базе детской музыкальной школы открывается вечерняя музшкола, начинает работать народный университет музыкальной культуры для взрослых.

Преподаватели не могли нарадоваться, глядя, как преображается, растет родная школа. После Н. Кибкало в музыкальной школе сменилось много мужчин-директоров: Н. Лысенко, В. Кравченко, А. Михайлов, Л. Шеремет, - но только первая женщина-директор Наталья Еремина (кстати, бывшая выпускница этой школы) добилась того, что в 1989 г. музыкальная школа № 1 перешла в новое, специально построенное для нее просторное здание на ул. Кирова.

Музыкальный ген

Людмила Афанасьевна ушла на пенсию в 1981 г. Но связи с родной школой, с ее выпускниками не теряет, живо интересуется жизнью педколлектива, с огромным удовольствием посещает отчетные концерты, бывает на экзаменах. Советы мамы-педагога и музыканта ценит ее дочь Наталья Зонова - ныне завуч школы, а раньше ученица И. Лиозновой, выпускница Курского музучилища и Свердловского пединститута. Для Натальи Евгеньевны музыкальная школа № 1, в которой она проработала 34 года, стала родной.

По стопам бабушки и мамы пошла внучка Алена: музшкола, музпед Мелитопольского педуниверситета, магистратура, аспирантура - вот вехи ее жизненного пути. Внук Евгений тоже музыкально грамотный человек, учился на фортепиано, затем на отделении духовых инструментов по классу трубы. Увлекся техникой, но любовь к музыке сохранил в сердце.