Канал на «старое» место, границы – на новое

Канал между морем и лиманом вернут на «старое» место?

Проектом канала, соединяющего Азовское море и Молочный лиман, предусмотрено строительство его на «старом» месте - почти там же, где канал находился с 1943 г. Об этом на координационном совете сообщил Анатолий Савчук, главный инженер ООО «Институт «Укрречтранспроект».

С сентября 2011 г. киевское предприятие «Укрречтранспроект» занимается разработкой проекта соединительного канала. При работе учитывается формирование береговой линии со стороны Азовского моря и используется в том числе и космическая съемка побережья за последние 10 лет.

- Согласно проекту, канал планируется строить в районе с. Степановка Приазовского района, - рассказал Анатолий Савчук. – Почти там же, где канал находился с 1943 года. Цена вопроса – от 10 миллионов гривен, время строительства – 8-9 месяцев. Проектом института предусмотрено и строительство над каналом автопереезда шириной 4,5 м плюс тротуары.

Особенностью именно этой разработки, по словам А. Савчука, является то, что надо было учитывать «биологические» особенности: чтобы рыба заходила в лиман и нерестилась там. Этот проект предусматривает ведение мониторинга работы канала, а также периодическое «подчищение». Конечно, для более точной разработки нацпарку стоило бы заказать модель канала, но стоит это «удовольствие» около 150 тыс. грн., поэтому решили обойтись.

Проект готов, но, по словам А. Савчука, средства за разработку Приазовский национальный парк пока не перечислил, хотя выделены они были еще в сентябре. Как только произойдут финансовые расчеты, институт предоставит парку проектно-сметную документацию.

Напомним, одновременно с разработкой этого проекта соучредитель ООО «Сыны Моря «Мотор-Сич» Курбат Алиев заявил о том, что весной 2012 г. в районе Молочного лимана будет установлена технология берегозащиты Geotube, разработанная в США. Это поможет избежать заиливания протоки, которая соединяет лиман с морем. Стоимость только изготовления гидрологического сооружения - более 300 тыс. евро. А реализация этого проекта уже поддержана, по словам соучредителя ООО, в Минэкологии. Правда, замдиректора Приазовского нацпарка Валерий Санько утверждает, что без согласования с парком никаких действий в акватории лимана производить нельзя, а за согласованием «Сыны Моря» не обращались.

Парк без границ

Без границ, в буквальном смысле, до сих пор остается и сам природный заповедник. Работа по вынесению границ парка в натуру (проект обещали закончить в этом году), похоже, еще и не начиналась. До сих пор у нацпарка нет госактов на землю, а значит, нет возможности нормально вести деятельность.

О том, что проект землеустройства по отведению участков в постоянное пользование национального парка не разработан, а проектная организация не выполняет взятые на себя обязательства, на координационном совете заявил ведущий юрисконсульт парка Сергей Трусов:

- Договор с Запорожским научно-исследовательским и проектным институтом землеустройства о создании проекта был подписан в августе 2011 года. Закончить его должны были до декабря 2011-го, однако до сих пор институт не то что не закончил работу, а толком и не начал ее. Так что оплачивать ее мы не будем.

Вероятнее всего, Приазовский нацпарк будет судиться с проектным институтом. К сожалению, выслушать другую сторону конфликта членам совета не удалось – представители института не явились на заседание.

Для того чтобы парк получил госакты на землю хотя бы к концу следующего года, начинать работу по созданию проекта надо уже сейчас – ведь придется снова проводить тендер, заключать договор и т. д.