«Мой первый университет – служба на флоте»

С лентами на бескозырке
А через три дня погрузили нас в товарные вагоны и отправили на уборку бахчевых в Херсонскую область. Затем в таких же вагонах перевезли на уборку сахарной свеклы в Черниговскую область. Ох, как нас кормили сельские женщины и как поили своим самогоном!

Отряд особого назначения
В октябре 1956 года начались известные события в Венгрии. Нас срочно перевезли назад в Севастополь. Здесь с нами проводили занятия по строевой и специальной подготовке. Через два месяца мы были готовы к защите своей Родины. Одних оставили в Севастополе, а других, в том числе и меня, отправили в г. Балаклава в учебный отряд ЭПРОН (экспедиция подводных работ особого назначения). И Балаклава, и учеба в ЭПРОНе, и сослуживцы – москвичи и ленинградцы – все пришлось мне по душе.

После окончания учебы служил на аварийно-спасательном корабле «Лайла» в Стрелецкой бухте Севастополя, принимал участие в подъеме торпед и ракет, утерянных подводными лодками. Приходилось выводить личный состав из подводных лодок через торпедные аппараты, спасать моряков и просто отдыхающих. Такова была наша обязанность.

Спасательная операция
В 1957 году принимал участие в подводных работах по демонтажу некоторых установок на затонувшем в октябре 1955 г. линкоре «Новороссийск». Кстати, до сих пор причины взрыва на линкоре достоверно неизвестны. Этот линкор – бывший флагман итальянского военного флота «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь»), доставшийся после окончания Второй мировой войны советскому ВМФ вместе другими трофейными кораблями в счет репарации. Он был подорван 29 октября 1955 года в 1.30 в бывшей Советской, а ныне – Северной бухте Севастополя. Сегодня существует несколько версий гибели линкора. Одной из наиболее вероятных является диверсия шпионов-подводников итальянских или английских спецслужб.

По-моему, это очень правдоподобная версия, так как через некоторое время после трагедии у берегов Балаклавы всплыло тело крупного по размерам мужчины в водолазном скафандре зарубежного производства. Документов при нем не было. Из этого следует, что подводная лодка, из которой был заброшен диверсант, после выполнения задания скрылась, оставив его на съедение рыбам. Хоть водолазу и удалось незамеченным выбраться из бухты, но в открытом море так и не дождался тех, кто должен был его подобрать…

«Мы готовили шпионов»
На третьем году службы меня, как отличника аварийно-спасательной службы, направили преподавателем легко-водолазного дела в одну из военно-морских школ. Здесь я еще и еще раз убедился в возможностях и способностях подводников. Когда через 25 лет я посетил эту школу, оставшиеся на сверхсрочную мои сослуживцы сказали мне, что тогда мы готовили таких же шпионов-подводников… За время службы мне пришлось пробыть под водой на разных глубинах около 1800 часов.

Главный учитель – жизнь
Флот в моей жизни был первым университетом, где научили штопать носки, стирать, готовить пищу, а главное – дорожить мужской дружбой, всегда приходить на помощь попавшим в беду. Второй университет – Днепропетровский сельхозинститут, третий – аспирантура в Москве. Ну, а четвертый и самый главный – это сама жизнь.