Новые обвинения, новые аресты

По данным пресс-службы Генпрокуратуры, уголовное дело возбудили сразу по двум статьям Уголовного кодекса. Обвинение говорит о нарушении правил обращения с оружием, веществами и предметами, которые представляют повышенную опасность и стали причиной телесных повреждений нескольким лицам (статья 414, ч. 2) и нарушении правил безопасности во время выполнения работ с повышенной опасностью (статья 272, ч. 2). Досудебное следствие по делу поручено вести военной прокуратуре Запорожского гарнизона. Всю минувшую неделю на базе работали следователи военной прокуратуры. Они опрашивали пострадавших, военнослужащих и осматривали место происшествия. Военные свою причастность к ЧП отрицают. «Военнослужащие не имели доступа на техническую территорию базы, где находились взрывоопасные предметы. Работы с боеприпасами выполнялись бойцами МЧС», - сказано в официальном сообщении пресс-службы Минобороны. Передача военного имущества МЧС действительно проводилась в соответствии с директивой Минобороны от 3 апреля 2006 года. По словам руководства базы, передача завершилась к середине апреля. Роль военнослужащих на базе сводилась к охране ее территории. А вот саперы МЧС собирали, разбирали и сортировали боеприпасы.

Причины и ущерб от пожара называются разные. Так, министр МЧС Виктор Балога уже в первые сутки после случившегося заявил, что рассматривает два фактора: человеческий и природный. А вот руководители Компартии заявили, что истинной причиной так называемой техногенной катастрофы на военных складах в Новобогдановке является попытка скрыть пропажу 30 тонн боеприпасов. Факты хищения боеприпасов на 275-й базе действительно имели место и до первых взрывов, и на протяжении последних двух лет. Это уже подтверждено военной прокуратурой. Причем к воровству оказались причастны как военнослужащие, так и сотрудники МВД, некоторое время выполнявшие охранные функции. Кое-кто из охотников за металлом уже услышал вердикт суда.

Что касается виновных в пожаре 2004 года, то тут суд еще не определился. В производстве военного суда Днепропетровска находится уголовное дело по обвинению бывшего командира базы С. Лилова, солдата срочной службы и человека, который на протяжении нескольких лет возглавлял фирму «Содружество», занимавшуюся утилизацией боеприпасов. Последние двое не так давно взяты судом под стражу, а бывший командир провел в СИЗО уже более двух лет.

Опасное соседство продлится еще долго

В настоящее время на территории Украины на 180 военных базах хранится около 1 млн. 700 тыс. тонн боеприпасов. Около 700 тысяч из них не нужны вооруженным силам и их следует ликвидировать. Ежегодно в стране уничтожают около 30 тыс. тонн боеприпасов, средств на эти цели выделяется недостаточно. После небольших расчетов становится ясно, что уничтожить весь боевой арсенал за короткий срок невозможно. Глава Министерства обороны Анатолий Гриценко говорит, что в Украине есть несколько десятков складов, где боеприпасы хранятся в надлежащих условиях. А в первую очередь будут разгружаться военные склады с излишками боеприпасов, которые находятся около крупных городов и атомных электростанций. База под Новбогдановкой отличается тем, что там находятся поврежденные боеприпасы, и на каком этапе их элементы могут сработать, не знает никто. Транспортировка таких боеприпасов может вызвать еще большую опасность для окружающих, поэтому А. Гриценко считает необходимым проводить утилизацию на месте. Напомним, что программа ликвидации последствий на 275-й артбазе, утвержденная Кабмином в январе 2006 года, предусматривает завершить весь процесс в 2008 году.

Свои убытки железнодорожники не считали

О том, какие затраты понес железнодорожный вокзал в связи с остановкой движения поездов и когда составы вернутся к привычному расписанию, рассказала начальник вокзала Татьяна Макарова. По ее словам, общую сумму убытков никто не считал. Известно, что в кассы было возвращено 1176 билетов, пассажиров пригласили в зал повышенной комфортности бесплатно (здесь можно было бы заработать около 800 грн.), а пайки, которые выдавались детям и пенсионерам, были «организованы» силами привокзального буфета. Их стоимость определить сложно. Как утверждает Т. Макарова, просто отдали все, что можно было съесть. И уж, конечно, ни в какую статью расходов не внесешь те деньги, которые сотрудники вокзала занимали (скорее, просто дарили) пассажирам, если тем не хватало 10-20 грн., чтобы уехать на маршрутном такси в Запорожье или Джанкой. Что касается движения поездов, то с 23 августа все составы ходят строго по расписанию, без каких-либо задержек и опозданий.