Христос родился, славьте Его!

Посты и молитвы

Основными чертами христианского Рождества являются посты и молитвы.

- Рождеству предшествует сорокадневный пост, - рассказал настоятель храма Георгия Победоносца отец Максим. - Все это время мы, постясь и в молитвах, ждем прихода Спасителя. Главная цель Рождественского поста заключается в духовном очищении человека. Особо строгий пост в Рождественский сочельник (6 января). В этот день до появления первой звезды на небе (символа той самой Вифлеемской звезды, которая привела старцев к новорожденному Иисусу) мы не вкушаем пищу. Около двух часов дня начинается вечернее богослужение. А на ужин православные едят только постные блюда. И нигде в Библии или других источниках не указано количество этих блюд. Также есть традиция готовить кутью и угощать родных и близких.

Разговляться, то есть вкушать мясное, молочное и веселиться, можно после литургии, которую служат утром 7 января.

Особое внимание душам предков

В народной традиции празднования Рождества большое внимание уделяется поминовению душ предков.

Еще на рассвете 6 января хозяин и хозяйка ритуально готовили Божью еду - кутью и взвар. Для кутьи бралась потолченная и моченая пшеница, а также «непочатая» - набранная до восхода солнца - вода. Для окончательного приготовления кутьи к сваренной пшенице добавляли мед, грецкие орехи, мак и изюм (пшеница считалась символом вечной жизни, а мед - вечного счастья святых на небе). Вар, или взвар, готовили из сухофруктов (яблок, груш, слив, вишен). На покуте, в углу главной комнаты под иконами, устанавливали дидуха (необмолоченный пшеничный или ржаной сноп), который символизирует предков рода, пол засыпали соломой.

Особой должна была быть и «сервировка» стола. Первый слой - сено. Поверх сена на столе стелили первую скатерку для добрых душ и, разложив по краям целебные травы и чеснок, застилали вторую скатерть - для людей.

«Языческо-христианская» вечеря

Выйдя во двор, дети следили за небом и с появлением звезды заходили в дом, извещали долгожданную весть. С этого момента можно было начинать Святую вечерю. Готовилось 12 блюд, так как на протяжении года месяц «обегает» землю 12 раз. Поэтому каждому месяцу посвящается блюдо. Каждое из блюд нужно попробовать, но ничего нельзя съесть до конца, чтобы в доме была еда. Позже число 12 приурочили к количеству апостолов. Первым за стол садился хозяин, а за ним по старшинству и другие. Все продували скамьи, чтобы не присесть на души, потому что считалось, что на богатую кутью приходят души предков. Во время святого ужина негоже было вставать из-за стола (это могла делать лишь хозяйка, которая садилась перед столом), разговаривали почтенно и негромко.

В канун Святой вечери негоже было ходить в гости или в другой дом, а также ничего не одалживали. Начиная Святую вечерю, хозяин с молитвой набирал из горшка в новую макитру кутью, добавлял тертого мака и медовую сыту и ставил на стол (где горела зажженная свеча, лежал кныш и каравай). Потом самый старший член семьи брал ложкой кутью и говорил молитву за покойных дедов и родителей, приглашая их на ужин. Для них и отсутствующих членов семьи на столе специально ставили две рюмки и тарелки (из них никто не ел, и туда насыпали кутью). Потом хозяин подносил рюмку и произносил молитву за членов семьи.

После ужина, который обычно длился 3-4 часа, кутью и некоторые другие блюда со стола не убирали, а оставляли для душ умерших предков, которые, по верованию украинцев, также приходили «на рождественскую кутью». После Святой вечери нельзя было злиться, ссориться, говорить что-то плохое, потому что оно могло сбыться, поскольку в эту ночь злые духи, ведьмы и другие недобрые силы блуждали под окнами и все слышали.

Утром 7 января хозяин опять ставил свечу, обкуривал дом, окроплял святой водой, хозяйка мыла посуду, и все еще раз с молитвой садились за постный стол. И только после этого снова мылись миски, ложки и накрывали скоромные блюда, люди разговлялись, потому что пост окончился.

После такого сытного обеда хозяин клал на пороге топор, и домочадцы, переступая через него, выходили из дома. В первый день Рождества в гости почти не ходили. Только женатые дети (с невесткой или зятем) должны были посетить после обеда своих родителей, говорили, что везут «деду ужин».