Каменная рапсодия

Обычная галька, а изнутри светится
Держишь в руках отполированное рукой мастера и специальным инструментом каменное яйцо, а там, изнутри, высвечиваются картины, созданные природой. Что я, например, видела? Восход солнца! Настоящую огненную лаву. Вот женщина с двумя детьми, и все фигурки словно живые. А вот церковь с большими колоколами. Крымский полуостров в миниатюре с переливающимся морем.

– А вот чем не Австралия? – показывает хозяин очередной шедевр. – Или вот смотрите: Александр Невский с пикой в руках. Портрет незнакомки. Старый воин в шлеме. Памятник затопленным кораблям в Севастополе.
В следующем яйце проходит череда сказочных героев: старуха Шапокляк, Чебурашка, кот Леопольд, Нептун с великолепной бородой.

– Видите взрывы? – Борис Иванович подносит к моим глазам еще одно каменное яйцо. – Наступают советские танки Т-34. Маленькие, но удаленькие! – Смотрите-смотрите: оставляют позиции «тигры». Немцы бегут. Это бои за Курскую дугу! А вот следующая картина. Матросы в бушлатах бегут. Это освобождение Малой Земли. Гляньте на следующее яйцо: этот человек, не правда ли, похож на моджахеда? Бородка, шапочка – все при нем. Узнаете княгиню Ольгу? Вот она, в кокошнике!

«Камень – это живой организм, – считает мастер. – Поэтому пока его не почувствуешь, что он «хочет сказать», нельзя браться за обработку. Иначе загубишь». Такое у художника случалось. Однажды, полируя камень, Борис Иванович заметил: появилось изображение павлина. Но не остановился и решил пойти глубже, стал обрабатывать дальше. И просчитался: птица исчезла.

Как Борис Иванович раскрывает глубоко скрытые секреты камня? Носит его или в руке, или в кармане до тех пор, пока не поймет, что внутри что-то есть. И когда камень, что называется, срастается с мастером, начинает его потихоньку полировать на станочках.

– Вот смотрите, – показывает он по виду обычную гальку. – А внутри она светится, значит, после обработки обязательно наткнусь на что-то любопытненькое. А вот это, как думаете, на что похоже? – протягивает Борис Иванович мне еще один камень.
– На доменный шлак, – осторожно предполагаю я, поскольку ничего в камнях не смыслю.
– Правильно. А внутри – аметист!

Яйцо – первооснова, начало жизни
Впервые Борис Иванович взялся за обработку камня девять лет назад. Проснулся среди ночи, взял в руки камень, разрезал, отполировал. А в одной половинке… Дед мороз с мешком подарков бежит. А в другой – Снегурочка улыбается.

Собирал Б. Путивцев камешки всю жизнь. Везде, где бывал: на Байкале, Камчатке, Южном Сахалине, в Тюмени, Узбекистане, Казахстане. Объездил, что называется, все республики бывшего Союза. Искал в горах, пещерах. «Гляну на скалы издалека в бинокль. Что-то блеснуло – и тогда иду».

Порой находил прямо на дороге. Прогуливается всегда в одиночестве и внимательно смотрит себе под ноги, пошвыривая камушки вокруг палочкой. Ну, совсем, как грибник. А собеседник в этой ситуации – большая помеха.

Вдоль и поперек исколесил, исходил Крым. И чего только не насобирал! Ониксы, яшму, малахит, змеевик, гематит, пирит, агат, гранат… Ну и, конечно, прочитал, много специальной литературы.

– Почему вы избрали такую форму обработки камней – в виде яйца? – спросила мастера.
– Яйцо – первооснова, начало жизни. Смотрите: ясно просматривается утроба женщины, ребенок.

В коллекции Бориса Ивановича около 500 яиц. По его словам, и каждое из них стоит немалые деньги. Только мастер их не продает. Относится к ним, как к детям. И дома, кстати, не держит.
Один коллекционер, когда увидел это чудо, даже затрясся. Чтобы инфаркт не случился, пришлось ему подарить яйцо.

А вот украшения – другое дело. Из-под рук мастера выходят эксклюзивные перстни, ожерелья, сережки. Детям – у него дочь и сын – и четверым внукам-внучкам терпение и усердие отца и деда не передалось. Сын сделал кольцо сережки и «завязал». Внук – кольцо. И тоже энтузиазм иссяк.

В глубинку – поднимать культуру!
Творчеством пронизана вся жизнь Бориса Ивановича. Он с шести лет писал стихи. А когда из России, где родился и жил, приехал в Украину, выучил самостоятельно украинский язык (знает его в совершенстве), переводил на русский Василя Симоненко.

А в юности он решил стать живописцем: рисовал с раннего детства акварелью, маслом. И даже, растирая камни (любовь к ним уже проявилась тогда), делал из них краски. В итоге поступил в Харьковское художественное училище. Но этой мечте помешало сбыться ЧП: перелом обеих рук. Восстанавливал их работоспособность с помощью молотка и зубила: учился в профтехучилище, а потом работал монтажником, высотником, строил в разных «точках» Союза гидроэлектростанции. И одновременно учился в музыкальной школе по классу бандуры. Экстерном сдал экзамены сразу за пять классов и поступил в Днепропетровское музыкальное училище, на хоровое отделение. С тех пор вся жизнь связана с музыкой. Сначала его направили поднимать культуру в самый трудный район Днепропетровской области. То время очень хорошо помнит, будто это было вчера.

– Позвонили из обкома КПУ. Пригласили к секретарю. Я испугался. Может, что-то ляпнул и донесли? А он спрашивает: «Это ты написал статью в газету?» Я тогда в самом деле подрабатывал внештатным корреспондентом. И прокомментировал письмо доярки. Она сетовала, что молодежь не хочет ехать в село, несмотря на то, что Дома культуры понастроили, молодым специалистам квартиры дают. А я доказывал, что зря она плохо думает о молодежи. Мы готовы работать в селе, и с удовольствием туда поедем.
– Вот и подкрепи свою позицию поступком, – посоветовал партийный деятель.

В общем, поехал Борис вместе с женой Ниной – режиссером украинской драмы – работать в глубинку. Затем в семидесятые годы в обкоме партии сказали, что его ждут в Великой Белозерке (тогда Каменко-Днепровского района). То есть партия снова распорядились его судьбой.

О тех годах супруги вспоминают очень тепло. Вроде и зарплата мизерная, и работали без выходных-проходных, каждый – за четверых, но жилось весело, интересно. Зазывая в ансамбли, ходили от дома к дому. Каких только творческих коллективов не создали! Эстрадных, хоровых, танцевальных. В активе – духовой оркестр, театральная студия, акапельное трио. Супругов часто приглашали на телевидение. Он замечательно пел. Она искусно читала юмористические рассказы.

Прошлое очень дорого Борису Путивцеву. Но особое отношение – к камням. Поэтому наш разговор во время встречи все время возвращался к ним.

– Камень, по-вашему, живой организм. В чем это выражается?
– Он может, как отталкивать человека, так и притягивать. Лечить и погубить. Но все это надо изучать. Целая наука. Был со мной такой случай. Я совершил плохой поступок, и камень это почувствовал. Как раз держал в руках горный хрусталь. И он лопнул.

– Как определить, какой камень именно твой? По знаку зодиака?
– Нужно взять камень в руку и сразу все почувствуешь. Что касается знаков зодиака – об этом много пишут, но в основном от фонаря. Явление пока не изученное. Я бы сказал так: какой понравится камень, тот и твой.

Я познакомилась с неординарным человеком как раз в день, когда он сдавал свои дела своему ученику и преемнику. Пора, сказал, на покой. Еще в молодости ни одной косточки целой не осталось. Попадал в аварию, под нож, пули. Оказывается, служил в войсках особого назначения. Но дальше распространяться не стал. До сих пор хранит молчание, потому что давал подписку о неразглашении государственной тайны.