Хуже голодного Буратино

Такие выводы сотрудники городской санэпидстанции не раз делали на заседаниях горисполкома, депутатских комиссий. Представители городских властей соглашаются со специалистами. Мол, надо увеличивать в бюджете финансирование этой статьи расходов, как минимум, в два раза, а лучше - в пять, чтобы выйти на нормы питания, предусмотренные социальными стандартами. Но такая задача нынче, как выяснилось, городским властям не по силам. Это еще раз подтвердилось в ходе беседы за «круглым столом» «МВ».

Какой же выход из сложившейся ситуации? Что делать? В поиске ответов на эти вопросы приняли участие зав. отделением гигиены детей и подростков городской СЭС Лариса Ульяник, технолог-бухгалтер школ № 25 и 14 Ульяна Дятлова, частные предприниматели Лидия Ковалова (столовая ООШ-25), Зинаида Быковская (столовая ООШ-15), директор ООО «Комбинат школьного питания» Надежда Половинец, начальник городского финансового управления Алла Шахова, начальник городского управления образования Николай Карандаш, депутат горсовета, представитель планово-бюджетной комиссии Юрий Пруденко.

На гривню ребенка не накормишь

Л. Ульяник: Продукты постоянно дорожают, а сумма на питание остается неизменной - вот в чем наша основная проблема. Школьный обед стоит 2,50 грн., завтрак для учащихся начальных классов - одну гривню. Из-за дефицита денег в городской казне бесплатное питание школьников 1-4 классов и детей групп продленного дня организовано плохо. Те, кто считает прием пищи стоимостью в одну гривню (чай с булочкой, сок или молоко) горячим завтраком, глубоко ошибаются. Горячим питанием является комплексный обед, состоящий из трех блюд. Дети регулярно недополучают такие биологически ценные продукты как мясо, молоко, кефир, сливочное масло, свежие овощи и фрукты, рыбу, твердый сыр. Вместо яиц для выпечки используется яичный порошок. Закупаются низкосортные колбасы, низкокалорийный маргарин, превалируют крупяные гарниры и мучные изделия. В общем, неудовлетворительное финансовое обеспечение учреждений образования в городе способствует медленному, стабильному превращению здоровых детей в больных.

А. Шахова: Было время, когда натуральные нормы выдерживались очень строго. Затем ситуация изменилась. Я хорошо помню, как носила в дет-ский сад, который посещала моя дочка, варенье, овощи, сахар. Еще четыре года назад было значительно хуже, чем сейчас. Ситуация медленно, но улучшается. Однако дефицит средств ощущается по-прежнему остро. По нашим расчетам, которые мы производили, руководствуясь действующими нормами, бюджет городского образования должен составлять 78 млн. грн. А контрольные цифры, которые доводит Минфин, в два-три раза меньше. При этом большая часть средств - 92-95 проц. - уходит на зарплату и оплату энергоносителей. Обе статьи защищенные. Нельзя не платить учителям за работу. Не имеем также права не рассчитываться за свет и тепло, потому что сразу отключат. На услуги связи, текущие ремонты, приобретение книг и т. д. Остается, в лучшем случае, два миллиона. А только на питание школьников, исходя из нормы 5,58 грн. на одного ребенка в день, требуется 4,7 млн. грн.

Если бы в нашем распоряжении было 80 млн. грн., то проблем с питанием детей не было бы. Все, что смогли выделить на эти цели к началу учебного года, это 90 тыс. грн. И то благодаря перевыполнению плана по доходам за первое полугодие.

Н. Карандаш: Если бы не эти 90 тыс. грн., питание школьников с 1 сентября мы бы не обеспечили. Все деньги этой статьи расходов на 2006 год (1,1 млн. грн.) мы «съели» в первом полугодии. Но выделенная сумма спасает на месяц-полтора. А что дальше? Чтобы дожить до конца года, на питание (из расчета 1 грн. на ребенка) нужно 250 тыс. грн. Будут ли они у города? Вряд ли.

З. Быковская: Если готовить супы, каши на сливочном масле, цены получатся астрономические. Поэтому мы и стараемся удешевить блюда. Первые - готовим на растительном масле. Печем на маргарине. Колбасу берем самую дешевую.

Н. Карандаш: На питание учащихся начальных школ и дошкольников требовалось в этом году (из расчета 5,58 грн. на ребенка) больше 4 млн. грн., из расчета 2,30 грн. - 1,7 млн. грн. Заложили в бюджет всего 1,1 млн. грн. Несколько лет назад бесплатное питание предоставляли для тысячи ребятишек льготных категорий всех возрастов, а сейчас - всего для 300.

Ю. Пруденко: Думаю, следует поступить так: дать главному распорядителю средств (начальнику управления городского образования) контрольные цифры и пусть он решает, сколько направить на зарплату, а сколько - на питание. Также надо приводить штаты в соответствие.

А. Шахова: Сокращать учителей уже некуда. В классах и так по 40 человек.

Бесплатные завтраки могут отменить уже в октябре

А. Шахова: Горсовет с каждым годом увеличивает ассигнования на питание школьников. В этом году выделено 509 тыс. грн. Это по сравнению с 2004 г. на 478 тыс. грн. больше, а по сравнению с прошлым годом - на 256 тыс. грн. Цифры впечатляют. Однако в бюджете учтены лишь рост зарплаты и цены на энергоносители, а дороговизна продуктов в расчет не берется. З. Быковская: Мало того, что денег на питание в местной казне закладывают в обрез, так еще, как правило, и перечисляют с опозданием. Например, пришкольный лагерь закрылся 25 июня. А рассчитались за питание с нами лишь 1 сентября.

Н. Половинец: Частным предпринимателям легче - у них детей меньше. А каково нам кредитовать местный бюджет?! Ни один поставщик в долг не дает. В итоге у нас задолженность по зарплате, в Пенсионный фонд. Попробуйте в таких условиях найти кондитера, который придет на работу в три часа ночи, чтобы к 8 часам была готова свежая булочка.

Н. Карандаш: В лучшем случае, мы на следующий год на питание школьников и воспитанников детсадов получим 2 млн. грн. Так что дефицит средств будет не менее острым, чем сейчас.

Н. Половинец: Большие школы обслуживают частные предприниматели. А маленькие остались за нами. Во многих затраты такие, что компенсировать их за счет реализации булочек невозможно. Если мы выполняем такую социально важную задачу, то почему нам не идут на уступки?

А. Шахова: Мы по возможности направляем деньги на питание, но сейчас их взять неоткуда. План по доходам не выполняется, значит, бюджет уточнять не придется. Столовые будут кормить в долг. А казначейство его - есть такое опасение - не зарегистрирует. И мы не сможем в конце года его даже зафиксировать. Вполне возможно, что в октябре придется отменить бесплатные завтраки.

Затраты растут, зарплата - нет

З. Быковская: Столовым трудно зарабатывать на копеечной продукции. И при этом нам никаких поблажек. За аренду платим в размере 5 проц. от оценочной стоимости помещения, за коммунальные услуги столько же, как и рестораны, заводы. Затраты большие. Зарплаты у сотрудников низкие.

А. Шахова: Ну, допустим, уменьшить арендную ставку до одного процента или даже одной гривни - в компетенции горсовета. Можно обсуждать. А о льготах на коммунальные услуги говорить не приходится.

Н. Карандаш: Я против льгот, против того, чтобы бюджет оплачивал коммунальные услуги, а общества с ограниченной ответственностью зарабатывали деньги.

Ю. Пруденко: Я также считаю, что предоставлять льготы частным предпринимателям нельзя. Если невыгодно - они работать не будут.

Разве это завтрак - сок с булочкой?

Н. Карандаш: Для одних детей поесть в школе - большое благо. А есть ребятишки, которые от такой еды воротят нос, поскольку дома привыкли к деликатесам. Поэтому, может быть, нужно кормить не всех, а именно нуждающихся. Но уже не за гривню, а хотя бы на 2,30 грн.

Л. Ковалова: Решающую роль в работе школьных столовых играет организация питания. А в этом нам здорово помогает администрация школы. Мы подумали и поступаем так: один день даем детям сок, на второй - горячее питание. Это исходя из все той же одной гривни на ребенка в день. А пятиклассники, вернее их родители, платят: на неделю сдают 7,50 грн.

З. Быковская: Чтобы дети получали горячее питание, нужно родителям к бюджетной гривне добавлять, как минимум, 1,30 грн. А можно, по желанию, и больше.

У. Дятлова: Я составляю меню. В нынешних условиях дефицита средств это нелегкое дело. Приходится маневрировать. Ребенок не остается голодным. Но качество пищи оставляет желать лучшего. Вряд ли кому-то нужно втолковывать, что булочками мы подрываем здоровье детей. Им нужно есть суп, кашку, фрукты, овощи.

Ради здоровья детей

Н. Карандаш: У нас много контролирующих организаций: прокуратура, СЭС. Проверяя учреждения образования, они видят, что многие нормативные акты (в том числе и по питанию детей) не выполняются. И я получаю предписание с требованием привлечь к административной ответственности директора школы, заведующего детским садом. А как можно штрафовать руководителя, если деньги из бюджета не выделяются? У. Дятлова: Решением проблемы питания детей нужно заниматься и родительским комитетам. Может быть, поискать спонсоров. Работа, конечно, кропотливая, но ради здоровья детей, думаю, ни сил, ни времени народ жалеть не будет.

Н. Карандаш: Думаю, нам надо взять на вооружение опыт Бердянска. Там вообще отказались от комбината школьного питания. Организовали питание школьников по «кустам» - за одной столовой закрепили несколько школ. И частные предприниматели за все платят. И зарплата есть, и доходы. Н. Половинец: Мы готовы поделиться с частными предпринимателями. Пусть берут на обслуживание наши школы.

ОТ РЕДАКЦИИ: Как видите, ситуация очень серьезная. Кормить учащихся начальных классов за счет бюджета, как того требует закон, не получается. Может быть, и не стоит? Есть семьи, где вполне способны прокормить своего ребенка. И он отказывается от пищи, за которую уже уплачено. Между тем немало ребятишек, которых дома побаловать нечем. Не лучше ли бюджетные крохи направить на питание детей из нуждающихся семей? Но закон этого сделать не позволяет. Верхи требуют безукоснительного его соблюдения, забывая профинансировать статью расходов, перекладывая ответственность на местные органы самоуправления. А те в свою очередь только разводят руками: денег взять неоткуда. В такой ситуации нашим детям действительно не позавидовал бы даже голодный Буратино.

Почему бы нам в самом деле не использовать опыт бердянцев? Частный предприниматель Лидия Ковалова (ООШ-25) согласилась, чтобы ее столовая обслуживала несколько школ. Начальник управления образования Николай Карандаш обещал обсудить ситуацию с директорами школ и заведующими столовыми на совместном совещании.

Есть о чем подумать и родителям. Ведь именно для них здоровье ребенка, не сомневаемся, - наибольшая ценность. И стоит ли тут рассчитывать на бюджет? В ближайшие годы денег на питание по натуральным нормам в нем не предвидится.