Причиной смерти младенца стала маленькая булавка

Младенец умер - по предварительным и пока еще не официальным данным, от внутреннего кровотечения. Подробности этой трагической истории мы сообщаем, преследуя две цели. Во-первых, хочется разобраться, почему врачи не смогли спасти малышку. Во-вторых, надеемся предотвратить подобные случаи, рассказав читателям «МВ» о мерах предосторожности и о том, как нужно действовать в экстремальных ситуациях.

Три недели девочка жила с булавкой в пищеводе

«Скорую» мама вызвала сразу же, как заподозрила неладное. Врачи повезли малышку в первую горбольницу. Дежурный врач назначил рентгеновское обследование, которое, увы, картины не прояснило. Никакой булавки, о которой говорила мама, хирурги на рентгеновском снимке не нашли и отправили ребенка домой, посоветовав маме искать булавку в квартире, а в случае чего обращаться в детскую больницу.

Девочка, по словам мамы, вела себя беспокойно и отказывалась от еды. Во второй половине того же дня малышку снова повезли к докторам. Двое врачей детской больницы изучили рентгеновский снимок и осмотрели девочку. Опасную булавку они тоже не нашли, зато диагностировали острое респираторное заболевание. От госпитализации мама отказалась, врачи выписали необходимые для лечения лекарства. Через пару дней мама показала девочку еще и лор-врачу в поликлинике. Доктор тоже ничего не заподозрил и рекомендовал продолжать лечить больное горлышко.

Состояние девочки ухудшилось примерно через три недели. Среди ночи родители увидели, что ребенок вырвал кровью, и поспешили вызвать «скорую». Дежурный хирург горбольницы вновь осмотрел младенца, но никакой хирургической патологии не нашел. Посчитав, что у девочки расстройство кишечника, врачи «скорой» отвезли ребенка в инфекционную больницу, где спустя 15 минут зафиксировали остановку сердца. На протяжении часа реаниматологи дважды «заводили» крохотное сердечко при помощи лекарств и приборов, но из-за массивного внутреннего кровотечения, которое не удалось остановить, ребенок скончался.

В ходе вскрытия выяснилось, что сантиметровая булавка находилась на входе в пищевод, она была расстегнута и направлена острием вверх. Извлечь такой предмет было бы не просто, и делать это следовало как можно быстрее.

Диагностическая ошибка или нестандартная ситуация?

Даже самые опытные хирурги не могут поверить в то, что произошло. Случай крайне редкий, потому что большинство инородных предметов, которые время от времени глотают дети или взрослые, проходят через пищевод и оказываются в желудке. Заведующий третьим хирургическим отделением горбольницы Борис Липчин имеет за плечами более 20 лет практической работы. Первый раз он вместе с молодым дежурным хирургом принимали малышку. «Ребенка я не осматривал, - говорит Борис Владимирович, - а вот рентгеновский снимок изучал внимательно. Никакого инородного тела на снимке видно не было. Ошибиться я не мог». Не увидели на снимке булавку и врачи детской больницы. Последние, кстати, в неофициальной беседе сетовали на то, что снимок оказался уж очень серым, видимо, доза облучения была невысока. Б. Липчин не отрицает, что рентгеновский аппарат в больнице старенький и давно отслужил свой срок. Но если лаборант правильно выполнит все функции, качество снимка будет удовлетворительным: «Для диагностики мы ежедневно пользуемся этим рентгенаппаратом - грубых ошибок не было!»

Родители девочки не могут понять, почему врачи не перестраховались и не посоветовали сделать снимок еще раз, спустя некоторое время. Почему не прибегли к иным методам диагностики?! Главврач первой горбольницы, городской хирург Валерий Рудик говорит, что в случае обнаружения булавки ребенка пришлось бы отправлять в областную больницу, поскольку там лучше оснащенность медоборудованием. Удалять инородное тело можно двумя способами: эндоскопическим (это когда предмет достают с помощью специальной аппаратуры) или прибегнув к оперативному вмешательству. Выбор метода зависит от того, какой предмет и в каком месте организма находится. Врачи также говорят, что в качестве дополнительного метода диагностики могло послужить и ультразвуковое исследование. Однако никто родителям малышки его даже не предлагал. Да и задача эта для специалистов не из простых - опыт нужен.

Проверить, на должном ли уровне была оказана медпомощь на всех этапах, предстоит врачебной комиссии. По информации заведующего гор-здравотделом Анатолия Покровенко, возглавила ее замглавврача детской больницы Галина Голдина. Члены комиссии должны изучить историю болезни и сделать выводы, предоставив их следователю горпрокуратуры. Родители, потерявшие дочь, мало верят в то, что врачи выяснят истинные причины произошедшего и накажут сами себя - честь мундира превыше всего. Между тем родители собираются докопаться до правды и узнать, кто все же виновен в смерти их дочери. Если на вооружении у врачей плохое диагностическое оборудование, значит, нужно покупать новое. Сколько бы это ни стоило - ведь что может быть дороже человеческой жизни?

Что достают доктора из детских желудков, ушей и носов

Описанный нами случай со смертельным исходом - большая редкость. Обычно врачам удается спасти детей. Заведующий первым хирургическим отделением горбольницы № 1 Сергей Ковальчук рассказывает, что чаще всего малыши глотают монеты (бывало, заглатывали даже пятикопеечные), заколки для волос и разные мелкие предметы от игрушек, украшений и прочих вещей. Наибольшую опасность представляют крупные и острые предметы - иголки, булавки, шпильки. Большие предметы вряд ли выйдут естественным путем, острые могут повредить внутренние органы. Врачам-отоларингологам чаще всего приходится доставать из носа и ушей бусинки, семечки, кусочки поролона (части игрушек), скомканную бумагу. Заведующий лор-отделением Виктор Млаховский говорит, что особенно опасны непроваренные крупы, зернышки, горох, фасоль: попав в дыхательные пути, они разбухают и могут полностью перекрыть поступление воздуха.

Есть дети, которые имеют привычку есть волосы. И порой съедают их столько, что в желудке образовывается так называемый трихобезоар - плотный волосяной клубок. Волосы не перевариваются и накапливаются до тех пор, пока не «сцементируются» в плотный ком. Без операции, говорят хирурги, в таких случаях не обойтись.

Родители погибшей девочки собираются докопаться до правды и узнать, кто все же виновен в смерти их дочери.