К последнему приюту

ОСТАНКИ экипажа самолета ИЛ-76, погибшего в авиакатастрофе в 30 км к северо-западу от Кабула (Афганистан) 11 ноября 2005 года, до сих пор не преданы земле. Среди них наш земляк, борттехник Виталий Германчук. Восемь траурных венков, которые друзья погибшего мелитопольца хранили более полугода, чтобы возложить на могилу своего товарища, пришли в негодность. Их выбросили...

В тот злополучный день...

Об этой трагедии «МВ» впервые рассказали в № 98 от 14-20.12.2005 г. Коротко напомним обстоятельства происшедшего. 11 ноября самолет ИЛ-76 (бортовой номер 4L-ZIL) при наборе высоты врезался в гору в 30 км от столицы Афганистана Кабула. Самолет выполнял коммерческий рейс и принадлежал киевской авиакомпании «Интер-сервис». В 2004 г. компания прошла перерегистрацию в Баку, а затем - в Грузии. На момент трагедии самолет был арендован пакистанской компанией Royal Airlines на условиях лизинга, аэродром базирования находился в Объединенных Арабских Эмиратах. Свой последний рейс экипаж выполнял по поручению коалиционных войск в Афганистане - доставлял из Кабула в Баграм груз продовольствия.

В авиакатастрофе погиб весь экипаж: пятеро россиян, два украинца (запорожец Анатолий Хитун и мелитополец Виталий Германчук) и пакистанец. Поскольку катастрофа произошла в Афганистане, расследование ее причин проводили власти этой страны, но его результаты не были обнародованы.

По мусульманским обычаям пакистанца должны хоронить отдельно. Но после такой ужасной катастрофы опознать тела по их фрагментам было практически невозможно, поэтому была назначена экспертиза ДНК. Она проводилась в Москве, куда ездили сын В. Германчука и дочь А. Хитуна. Данные экспертизы были переправлены в Пакистан для идентификации.

Есть как минимум две версии событий 11 ноября 2005 г. Обе они неофициальные, поскольку официальными документами, а тем более выводами комиссии, которая изучала причины гибели экипажа, мы не располагаем.

- Ребята благополучно взлетели в Бахрейне и приземлились в Кабуле, оставили там половину груза, а оставшуюся его часть должны были доставить в Баграм, - рассказывает Виктор Литвинов, бывший военнослужащий, сослуживец и друг Виталия. - Задача простая, ведь между этими городами по воздуху расстояние всего 80 км. Для такого самолета, как ИЛ-76, это как прыжок: набрал высоту - и сразу снижайся.

Из-за горных условий над Кабулом все самолеты набирают высоту в определенном секторе, по спирали. А уже потом ложатся на заданный курс. Точно такая же схема при посадке. По нашей версии, ребята решили лечь на курс сразу после взлета - самолет был легким, почти без груза. Но они не успели набрать высоту и врезались в гору…

Есть и другая версия происшедшего, активно обсуждаемая на авиационных интернет-сайтах. Вот, например, мнение эксперта по воздушной безопасности Минобороны РФ Виктора Тимошкина: - Не исключено, что самолет мог быть сбит талибами. Причем пилоты могли знать об опасности маршрута, но вольнонаемных авиаторов за пределами России можно сравнить с девушками, уезжающими работать за бугор официантками или танцовщицами. Права выбора у них нет…

ОТ РЕДАКЦИИ.В поисках достойных заработков люди срываются с обжитых мест, оставляют семьи и разбредаются по всему свету. Они соглашаются на любую работу, нередко с риском для жизни. Этим пользуются недобросовестные хозяева всевозможных фирм, фирмочек и компаний сомнительного толка, цель у которых одна - побольше урвать. Их не страшит ответственность перед законом, потому что они знают, как его обойти (нередко с помощью влиятельных покровителей там, «наверху»). Похоже, именно на такую фирму «нарвались» российские и украинские авиаторы, иначе как объяснить абсолютное равнодушие ее руководства к человеческим судьбам и жизням?

Второе, чем поражает эта история, - полнейшее безразличие к людям со стороны государства. Того самого государства, на которое они когда-то работали. И чья святая обязанность - защищать интересы своих граждан. При жизни и после смерти.

Равнодушие как отличительная черта общества

Рассказы родственников погибших членов экипажа - украинцев и россиян - нельзя слушать без слез.

«Мы не получили ответа ни от Президента Украины, ни от министров»

- Однажды мне удалось дозвониться руководителю киев-ской компании Анатолию Левину, - говорит Раиса Германчук, вдова борттехника В. Германчука. - Он ответил, что ничего мне не должен. Больше до него дозвониться я не смогла. Юридического адреса фирмы у меня нет, узнать его негде, иначе я бы туда поехала.

В июле этого года менеджер мне сказал по телефону, что в Арабских Эмиратах суды прошли, ребят признали погибшими, теперь нам выпишут свидетельства о смерти. А в августе, когда мы позвонили в компанию, оказалось, что у менеджера какие-то неприятности на работе, и дело снова застопорилось.

Через Мелитопольскую территориальную организацию ветеранов Афганистана мы отправили письмо в МИД Украины на имя министра иностранных дел Бориса Тарасюка - ответа не получили, нам даже не позвонили. Жена погибшего Анатолия Хитуна из Запорожья обращалась в приемную Президента Украины, но ее обращение вернулось назад. А в МЧС ей сказали, мол, ваши хлопоты бесполезны.

Мы не знаем, как нам дальше быть. Свидетельства о смерти нет, поэтому я в течение года оплачиваю все коммунальные услуги в полном объеме, а тарифы сейчас сами знаете какие. Что уж говорить о пенсии или каких-то страховках.

От мамы Виталия, которая живет в Ирпене Киевской области, долго скрывали информацию о несчастье - она сильно болеет, и мы боялись, что она не переживет такого известия. Но бесконечно это продолжаться не могло, и сейчас она уже все знает. Больнее всего для пожилой женщины то, что останки ее сына до сих пор не преданы земле.

«Ящик с останками наших мужей с апреля валяется на каком-то складе»

Ольга Горлова, вдова командира экипажа Сергея Горлова, живет в Москве:

- На прошлой неделе дипломатической почтой привезли справки из Кабула. Нам их передали в среду, 11 октября. На основании справок, выданных Генштабом в Афганистане, наше посольство выписало свидетельства о смерти - но только нам, россиянам. Мы узнали, что справки эти лежали в МИДе с зимы. На все наши требования выписать свидетельства о смерти сотрудники отвечали, что не имеют права сделать это на основании справок. А теперь оказалось, что можно, - выдали без проблем. Я спросила о погибших украинцах, а мне ответили, что, мол, не имеют к ним никакого отношения - отдел не занимается связями с Украиной.

В Москву передали ящик с фрагментами тел: здесь и россияне, и украинцы. Где чьи - экспертизой не установлено. Вес ящика - 20 кг. Он валялся - какое кощунство! - где-то на техническом складе россий-ского «Газпрома» с апреля. Матвиенко, представитель Левина, директора фирмы - владельца самолета, передал ящик под расписку и уехал. И вот он там стоит. Пакистанцы на основании экспертизы ДНК отделили останки своего члена экипажа. И наверняка давно уже похоронили.

Теперь, когда мы получили документы, можно говорить о похоронах. У нас есть намерения похоронить ребят в брат-ской могиле на Ваганьковском кладбище, где находится родовая могила вдовы радиста экипажа. Это обстоятельство и определило наш предварительный выбор. Но я обязательно буду советоваться с украинскими вдовами. Ведь проводить еще одну экспертизу ДНК, чтобы отделить останки украинских ребят, бесперспективно - и очень дорого, и очень долго.

Что касается зарплаты погибших мужей, то ее нам не выплатили. Мы до сих пор, поскольку не было свидетельств о смерти, оплачиваем все коммунальные услуги за полную семью. Из разговора с директором киевской фирмы - владельца самолета я поняла, что она работает через подставных лиц. Иначе как можно объяснить откровенное игнорирование наших проблем? Фирма просто открестилась от наших мужей.

Мы писали Президенту России, но ответа не получили. Обращались в МИД к министру Сергею Лаврову - безрезультатно. Нет ответа и из Общественной палаты при Президенте РФ. Сплошное равнодушие. У всех одна отговорка - они работали на частную компанию, без должного оформления документов. А если такие бумаги и были, то их могли просто изъять, уничтожить. Теперь кто с фирмы спросит?!

Кстати, один из сотрудников МИДа сказал, что нам можно помочь, но при этом намекал, что это будет не совсем законно, а значит, недешево. А у меня маленькая зарплата. Интересовался, сколько стоит моя дача. Конечно, это все бездоказательно, хотя намеки совершенно понятны.

Раиса Германчук, вдова Виталия, хотела похоронить мужа в Мелитополе, но его родственники решили: только на родине, в Ирпене Киевской области, где живет мама погибшего.