Мина замедленного действия. Если она «взорвется», Мелитополь ждет техногенная катастрофа похлеще новобогдановской

Опасность грозит из «тени»

Заместитель природоохранного прокурора Бердянска Сергей Трусов сообщил, что частное предприятие несколько лет назад было замечено в изготовлении подпольной минеральной воды. А сейчас в отношении ЧП подан иск о взыскании 48 тыс. грн. долга за аренду земли. В межрайонной экологической инспекции «успокоили», что компании нет в перечне особо опасных. И в плане проверок ее нет. «Раньше, лет шесть назад, - утверждает главный специалист инспекции Наталья Порохня, - когда действовал завод безалкогольных напитков, все было в порядке. А сейчас завод неработающий. Во всяком случае, дозвониться туда нельзя. И горисполком на наш запрос предоставить перечень работающих предприятий отмолчался».

В городском отделе МЧС тоже убеждены, что «аммиаком на Северном переулке не пахнет». Более того, об аммиачных холодильниках в ЧП «Витмас» здесь ни сном ни духом. «Я последний раз был на заводе в позапрошлом году, - рассказывает представитель службы Александр Джепаров, - смотрел аммиачные емкости - они уже тогда были не пригодны для эксплуатации. Попытался на днях снова попасть на территорию завода - не удалось. Говорят, там уже и не «Витмас»…» А. Джепаров заверил, что обязательно побывает на заводе.

Закон не писан?

В самом деле, против ЧП возбуждено дело о банкротстве. («Голос Украины» опубликовал сообщение об этом 7 августа 2008 г.). Только вот вновь назначенный арбитражный управляющий Алексей Забродин также не может на предприятие попасть - говорит, туда его не пропускают. Поэтому никакой информацией не владеет. И документов совсем не получил. Поскольку назначен хозяйственным судом, туда и будет обращаться за содействием. Кроме того, горрайонный суд вынес в этом году по иску одного из банков решение о взыскании с ЧП «Витмас» 3,5 млн. грн. невозвращенного кредита. Кстати, деньги брало предприятие, а поручителем выступил, сообщила Тамара Мищенко, рассматривающая дело, его руководитель Виталий Машкин как физическое лицо.

В то же время тому, что один холодильник из двух имеющихся работает, есть убедительное доказательство - на территории завода по-прежнему делают квас, что без охлаждения невозможно. Разрешение на производство выдала горСЭС, о чем сообщил главный санитарный врач города Владимир Резник. Правда, получило документ не частное предприятие, а арендатор - частный предприниматель Антонина Онуфриенко. Более того, напиток уже вовсю продается на улицах города, несмотря на отсутствие разрешения на торговлю. О том, что его пока нет, сообщила начальник отдела по вопросам предпринимательства Антонина Тимошенко. Любопытно признание В. Резника: «Нас интересует только температура в холодильниках. А насколько они опасны - вопрос не наш. А людей спасать, если что-то случится, естественно, будем».

Директор ЧП В. Машкин, которому мне посчастливилось (далеко не всем это удается) дозвониться, встретиться наотрез отказался. И ответить на вопросы по телефону - тоже! «Разговариваю, когда хочу». Лишь сказал: «Насчет опасности сведения устарели. Предприятие выведено из реестра».

Ждем беды?

За помощью мы обратились к экспертам (специалистам, отвечающим за безаварийную работу аммиачных холодильников на предприятиях), а также к рабочим, которые совсем недавно обслуживали опасные холодильники. И вот какая вырисовалась картина. Холодильное оборудование на заводе давным-давно (ему как минимум 50 лет) устарело. Такие холодильники не просто не выпускаются, но и запрещены к использованию. На них уже и паспортов нет. Правила эксплуатации здесь и раньше не соблюдались. К тому же работали случайные люди, которые официально на заводе не числились.

Какой с них спрос? Тем более, если и оплачивать работу им «забывали». Задолжали кому 12 тыс. грн., кому - 3 тыс. Некоторые, чтобы взыскать долг, сейчас судятся с директором. И один иск уже удовлетворен. Несмотря на отсутствие письменного трудового договора, есть свидетели, которые подтвердили факт работы. Михаил Андрейчак, проработавший почти 20 лет на заводе машинистом холодильно-аммиачной установки (ушел с завода в декабре прошлого года), признается: «В рабочем состоянии - одна установка (мощностью 40 кВт). И она выходила из строя очень часто, устраняли аварии своими силами. Людей на это время с завода убирали. В прошлом году, например, три раза «летел» компрессор, один раз испаритель. Ломалась установка и в мае. Сколько аммиака попало в атмосферу (канализацию), никто не знает, поскольку никто не контролирует. Заметил неладное народ из частного сектора: цветы пропали, листья на деревьях осыпались. Повозмущались и забыли. К слову, урон окружающей среде наносится как минимум на расстоянии 300 м. Так что частный сектор (расположенный через дорогу) обязательно попадет в зону поражения. Правда, вред зависит не только от количества выброса, но и от силы ветра, его направления. Аммиак может «присесть» в любой точке, и никто не догадается, от чего пришла погибель растениям или заболели люди».

Что еще рассказали очевидцы? Установку запускают и уходят домой. В ней 600 кг аммиака. Плюс на улице хранятся 20 баллонов с вредным веществом (по 20 кг). Выходит, в наличии тонна. От того, что может произойти в случае взрыва, волосы встают дыбом. На предприятиях, где аммиак используется официально, введены жесткие правила эксплуатации. Например, в цехе должны дежурить не меньше двух человек, даже если установки отключены. Они тоже опасны - газ может проходить через соединения. И дело доходит до закрытия, если нет надписи «Посторонним вход воспрещен». Кроме того, предприятия вынуждены на случай аварии заключать договор с гражданской обороной. А тут тишь да гладь. Чего ждем?