Здравоохранение в районе: не «кто виноват?», а «что делать?»

Разобраться в конфликте, а главное - в перспективах развития системы здравоохранения в районе было призвано наше расследование. Оно включало медико-социальный и медико-экономический аудит, который с согласия вовлеченных в конфликт сторон провел в январе-апреле 2009 г. специалист из Днепропетровска Андрей Гайдук. Достаточно интересным представляется и мнение эксперта - организатора здравоохранения со стажем Зинаиды Лашкул - кандидата меднаук, заслуженного врача Украины, которая много лет возглавляла облздрав.

Ничего не вижу, ничего не слышу…

По оценке А. Гайдука, состояние здоровья населения в районе неудовлетворительное. Основная проблема - высокий уровень заболеваемости и смертности. Чаще всего жители района умирают от болезней системы кровоснабжения, на втором месте - онкология. Из пяти больных раком двое умирают уже в течение первого года после установления им этого диагноза. Опухоли, которые можно определить визуально, в половине случаев имеют запущенную форму. И неудивительно - в 2008 г. в некоторых селах (Данило-Ивановка, Долинское) акушерки обследовали меньше 10 женщин за год! А администрация участковых больниц отстранилась от контроля за этой работой, отмечает А. Гайдук.

Увеличивается заболеваемость туберкулезом: у района предпоследнее, девятнадцатое, место в области. В работе районного фтизиатра был также обнаружен ряд недостатков. В такой ситуации со здоровьем жителей Мелитопольского района решающую роль, по мнению аудитора, играет не состояние материально-технического обеспечения, а организация системы здравоохранения, отсутствие должного уровня профилактики на первичном уровне. По мнению А. Гайдука, по структуре (кадры, ресурсы, медтехника и другое), технологии (медицинская и управленческая) и результатам (показатели объема деятельности и результативности) стандартам отвечает лишь медпомощь в ЦРБ. По его оценке, статистический анализ в узловых больницах и ФАПах показывает: работа койки остается низкой (количество дней работы койки в 2008 г. - 281,19). Следовательно, обеспеченность коечным фондом в районе (57,3 на 10 тыс. населения) выше необходимой.

- Укомплектованность должностей врачей участковых больниц и врачебных амбулаторий, - продолжает А. Гайдук, - в Мелитопольском районе одна из самых низких в области (51,5 проц., в 2008 г. - 15-я рейтинговая позиция из 20). Работают нередко медики пенсионного или предпенсионного возраста. Врачебные участки «обнажены», не говоря уже о проведении какой-либо профилактической работы.

Удельный вес выездов «скорой помощи» к больным с хроническими заболеваниями в Мелитопольском районе наибольший в области - 35,1 проц. (выше областного в 6-7 раз!). Таким образом, скорая медицинская помощь вынужденно заменяет первичную медико-санитарную, которая по различным причинам отстранилась от выполнения своих прямых функций. Эта замена не является адекватной и целесообразной ни клинически, ни экономически. В результате лишь этого организационного изъяна в 2008 г. неэффективно потрачено более 1,8 млн. грн. Система здравоохранения района не может считаться безопасной, ориентированной на пациента, своевременной и справедливой. Значит, система здравоохранения общества Мелитопольского района является неэффективной, не отвечает социально-экономической ситуации и возможностям страны и нуждается в радикальных изменениях. Местная власть, по словам аудитора, должна осознать, что попытки консервирования проблемы скоро оставят людей на местах вообще без врачебной помощи.

Куда уходят средства?..

На сегодня в районе средства на медицину распределяются по двум направлениям: сельсовет - ФАПы - УБ и райсовет - райфинуправление - ЦРБ. За последние пять лет объемы финансирования выросли. Но, как свидетельствуют опросы в рамках аудита, здравоохранением не довольны ни местная власть, ни медики, ни пациенты.

С одной стороны, сумма финансирования на человека незначительна (312 грн. к 500 грн. по области), с другой - акцент в распределении средств сделан на стационарную помощь (выделяется до 80 проц.), а на первичную - остается только 5 проц., еще 15 - на амбулаторную специализированную. Около 2/3 средств приходится на ЦРБ, но в ее бюджете содержатся государственные программы («Сахарный диабет», «Туберкулез»), гемодиализ, льготные рецепты и «скорая помощь», которая в 60 проц. случаев выполняет функции первичной медицинской помощи (ФАП на колесах). Оставшаяся часть бюджета приходится на лечебно-профилактические учреждения района. Большая часть расходов - это зарплата медиков. На питание, медикаменты, комуслуги и энергоносители тратится от 2 до 8,2 проц. При этом затраты на зарплату в ЦРБ составляют 66,3 проц., в участковых больницах - 83,9 проц., в ФАПах - около 96 проц. На медикаменты, наоборот, ЦРБ тратит больше - 12,3 проц. (11,2 грн./койко-день), участковые больницы и ФАПы - 1 проц. (1,36-1,8 грн./койко-день).

З. Лашкул критически отзывается о существующей системе распределения средств на медицину. «Как можно спросить заведующего ФАПом или участкового врача о работе? Кто платит, тот и музыку заказывает. Поэтому главное для врача - отношения с председателем сельсовета», - возмущается Зинаида Васильевна. И добавляет, что система «по Семашко» с четкой вертикалью финансирования из государственных источников была значительно лучше, а Закон Украины «О местном самоуправлении» развалил структуру здравоохранения на местах. По мнению бывшего главврача Мелитопольской ЦРБ А. Семенюты, около 20 проц. средств не доходит до больницы и фельдшерских пунктов. Лечебные учреждения - в полном подчинении сельских советов. Как следствие, врачам сложно «выбивать» деньги для больниц. Для изменения ситуации, считает А. Семенюта, нужно исключить сельсоветы из цепочки финансирования. - С точки зрения современной медицины в участковых больницах в том виде, в котором они сейчас функционируют, очень трудно соблюдать мировые медицинские стандарты, они неэффективны, - подчеркивает главврач Астраханской УБ Михаил Смирнов. По его мнению, для улучшения медпомощи сельским жителям, нужно сразу вложить в сельское здравоохранение большие деньги, а их нет и взять негде.

Взаимные обвинения: не пойман - не вор

А. Семенюта регулярно обвинял коллег из участковых больниц и ФАПов в неэффективной работе, а порой и в прямых приписках (больного нет, а он якобы числится). Те в свою очередь считали неправомерным сочетание в райбольнице платных и бесплатных услуг и упрекали главврача в злоупотреблениях. Мы попробовали проверить претензии обеих сторон. Вопросы к А. Семенюте изучали и на месте, и с учетом ежегодных проверок КРУ, и после его снятия. Понятно, что плата за лечение никого не радовала. Одни оценивали ее как неизбежность, другие - как своеволие. Пока очевидно одно: районные депутаты уволили главврача А. Семенюту «…согласно п. 1 ст. 41 КЗоТ Украины за одноразовое грубое нарушение закона». По словам зампредседателя Мелитопольской РГА Александра Баши, Мелитопольский межрайонный прокурор дважды опротестовал приказы главврача ЦРБ А. Семенюты «О предоставлении платных услуг», согласно которым была введена оплата больными лабораторных, диагностических и консультативных услуг (всего 29 грн.). И при этом была нарушена процедура взимания платы: если у обратившегося в ЦРБ не было направления участкового врача, то ему надлежало сразу же заплатить в кассу 29 грн. Только после этого он был допущен на прием к врачу.

Этим, посчитали в прокуратуре, нарушалось не только постановление Кабмина от 1996 г., которое регламентирует предоставление платных услуг, в том числе и на уровне ЦРБ, но и конституционное право каждого гражданина на получение бесплатной медпомощи. Сегодня такие услуги проводятся, но плата за них не взимается. Что же касается существования других платных услуг в ЦРБ, то и. о. главврача Сергей Селевич ответил, что он новых платных услуг не вводил. А добровольные благотворительные взносы пациентов и их родственников существуют. Они по заявлению жертвователя поступают на спецсчет больницы и контролируются райфинуправлением и госказначейством.

Сейчас проходит конкурс на замещение вакантной должности главврача ЦРБ. Промежуточные результаты - три кандидата. А. Семенюты среди них нет, он отстаивает свои интересы в суде. Зато есть его жена, врач ЦРБ Л. Доротюк, а также два выходца из Акимовки, один из которых - С. Селевич. Обязательным условием участия в конкурсе является согласование кандидатуры в облздравотделе. Все три кандидата их получили.

Не нашли мы криминала и в ходе «выездного эксперимента», когда объезжали участковые больницы, не ставя в известность главврачей.

Поездка в Вознесенку пришлась на период эпидемии гриппа. В больнице чисто и тепло, на каждой из десяти стационарных коек находились пациенты. Разговоры о том, что средства, выделяемые на здравоохранение, сельские головы и депутаты направляют на собственные нужды, а не на медицину, беспочвенны, считает главврач Николай Твердой. «Идет финансирование по количеству населения, не по обращаемости. Но это не наша прихоть, так установило министерство», - говорит он.

Что же касается приписок по койко-дням, написания историй болезни «мертвых душ», то, как считает Н. Твердой, это нарушения, за которыми строго следят контролирующие органы - райфинотдел, прокуратура, КРУ.

В Астраханской больнице количество больных на койках тоже соответствовало документам. «У меня сегодня женщина поступила с давлением 260 на 160, вся отечная. Ей необходим круглосуточный уход, - рассказывает главврач М. Смирнов. - Готова ли ЦРБ принять таких больных со всех участков, если в медучреждениях на местах будут только дневные стационары?» В Поляновской участковой больнице мы побывали в конце недели. Из шести больных, числящихся по документам, в палатах находился один. Остальные, как объяснили медработники, после проведенных процедур и лечения отправились на выходные по домам: отдохнуть, помыться. По мнению сельского головы Надежды Черентаевой, десять коек круглосуточного стационара для больницы не нужны, но дневной стационар в Поляновке должен быть. И хотелось, чтобы в ближайшей к селу Новгородковке была машина «скорой помощи». Проблема больницы в том, что она располагается в здании, построенном еще в начале двадцатого века. За последние 20 лет в нем не было ни одного капитального ремонта. По словам Н. Черентаевой, на реконструкцию больницы по смете необходимо 2 млн. грн. Таких денег в бюджете сельсовета нет. Своими силами сделан косметический ремонт.

З. Лашкул объясняет, почему жители сел держатся за участковые больницы. Зачастую в холодное время года туда ложатся одинокие люди преклонного возраста, чтобы перезимовать и сэкономить скудную пенсию. Второй момент - до ЦРБ добираться дорого, да и транспорт ходит нерегулярно, сетуют сельчане.

Какую модель здравоохранения выбрать?

Председатель Мелитопольского райсовета Ю. Есипенко полагает, что в районной медицине должен быть один хозяин (к примеру, райздравотдел), а сейчас их много. И получается, что у семи нянек дитя без глаза. Первые шаги, заверяет Ю. Есипенко, уже сделаны. В 2008 г. открыта единственная в районе амбулатория семейного врача в пос. Фруктовое (обслуживает пос. Фруктовое, с. Удачное, Кирпичное). Но развивать направление дальше пока не позволяет кризис. Делегация Мелитопольского района ездила перенимать опыт в Харьковскую область, в один из районов, где здравоохранение перешло на новый уровень. Здесь много зависит от финансирования. «Нельзя все медучреждения грести под одну гребенку, - говорит Ю. Есипенко. - Если УБ в конкретном селе хорошо обслуживает население, нужно ее оставить. А в другом селе, например, в больнице на 10 койках ни одного больного. Ее стоит реорганизовать. В каждом конкретном случае следует подходить индивидуально. 20 февраля проведены общественные слушания, где были озвучены мнения жителей района, сельских голов, медработников, депутатов райсовета, начальника облуправления здравоохранения».

Первоочередная задача для местного здравоохранения, считает З. Лашкул, - обеспечить специализированную помощь в ЦРБ на самом высоком уровне. Все остальное - это вопросы быстрой доставки пациента и оказание неотложной помощи на местах. Для этого важно сохранить сеть «скорой помощи», обеспечить работу бригады медикаментами и так далее. А третий момент - это транспортное сообщение, возможность из каждого населенного пункта приехать в ЦРБ. «Сегодня я не вижу необходимости вообще содержать коечный фонд на уровне участковой больницы в структуре системы здравоохранения, - отмечает З. Лашкул. - В структуре социальной - да. А вот создание семейных амбулаторий, дневного пребывания больных, неотложной помощи - это очень важный фактор, над которым надо работать на перспективу».

По мнению А. Семенюты, в районе нужно создать территориально-медицинское объединение с единым центром финансирования. Медицинская помощь должна быть разделена на первичную (в форме семейных амбулаторий), неотложную и вторичную. На последний вид помощи должно выделяться больше всего средств. «Откуда их взять - ответ прост, - считает А. Семенюта. - Перестать содержать никому не нужных штатных медработников в участковых больницах и ФАПах, а сэкономленные деньги направить непосредственно на лечебный процесс. Пользы от такой реорганизации медпомощи будет больше, и здоровье простых тружеников села только улучшится». - Можно пойти по пути реорганизации, предложенной облздравом, - рассуждает А. Гайдук. - Основными направлениями в ней являются переход от участковых больниц к амбулаториям семейного врача, передача УБ на баланс социальных структур. Вместе с этим необходимо разработать и внедрить постоянно действующую многоуровневую систему контроля за качеством медпомощи населению района. Оптимизация системы здравоохранения района требует двух-трех лет энергичных усилий со стороны районной власти и медиков. Рациональное использование ресурсов позволит высвободить средства для направления их на улучшение здравоохранения населения района.

Как видим, взгляды участников конфликта на реорганизацию районной медицины во многом похожи. Осталось только объединить усилия и уйти от поиска виновных. Расследование подготовлено в рамках проекта «Содействие активному участию граждан в противодействии коррупции в Украине «Гідна Україна» и при поддержке общественной организации «Институт развития региональной прессы».