Крещение Арктикой… получили мелитопольские летчики, заработав для Украины 100 тыс. евро

Сотрудничать с военными выгодно

- Это далеко не первая моя заграничная командировка, а вот в таких экстремальных условиях довелось побывать впервые. Последний раз за Северным полярным кругом мелитопольцы были почти десять лет назад - в 2000 г., когда выбрасывали парашютистов на Северный полюс.

Оказаться среди 26 человек, которых командование отобрало для выполнения нынешней задачи, считаю настоящим везением. Наша авиация достойна представлять Украину на самом высоком уровне, дали б только шанс. Для датской стороны было предпочтительным сотрудничество с военным ведомством, а не с коммерческими структурами. Во-первых, военным договориться между собой проще, а во-вторых, цена вопроса: коммерсантам пришлось бы заплатить на порядок больше.

Легкое, теплое, дорогое

- Вылетев из Мелитополя, мы прибыли в Борисполь, а затем в датский город Ольбрук. Здесь получили последние наставления по работе в условиях полярных широт и полярное обмундирование. Нам выдали современный вариант северных унтов: сапоги на войлочной основе, сверху обшиты материалом, очень похожим на фольгу, но эластичнее. Комбинезон тонкий, легкий, из материала, который не выпускает тепло. В обмундирование входили еще пуховик, рукавицы и защитная маска для лица.

Нас предупредили, что в конце операции все это придется сдать: комплект стоит 1500 евро, а в условиях кризиса для датчан это большие деньги.

По базе на такси

- По договору между американскими и датскими военными мы жили на авиационной базе Туле. (База способна размещать персонал до 10 тыс. человек, здесь во времена Союза дислоцировались американские стратегические бомбардировщики. - Н. У.) Жили мы в отеле, питались в местной столовой. Блюда были очень калорийные, обильно сдобренные непривычными для нас специями. Это единственное, что добавляло в них вкуса. Сами по себе продукты совершенно безвкусные, ненатуральные. Уже через несколько дней мы мечтали о борще. Выручало наше сало, его некоторые из ребят предусмотрительно захватили с собой.

Однажды на базе бушевал шторм. Ветер был такой силы, что буквально сносил с ног. К вечеру метель закончилась, и уже через несколько часов о ней ничего не напоминало - база была полностью расчищена от снега. Когда они это успели?! И вообще поразил уровень обслуживания. На базе четкое разделение труда, каждый занимается своим делом. Обслуживающий персонал в основном из местного населения - эскимосов. В отеле было очень тепло, об удобствах и говорить не приходится. Там все делается для того, чтобы облегчить пребывание в суровых условиях, сделать его комфортнее.

Кстати, по территории базы никто не передвигается пешком. Хочешь попасть в другое здание - вызывай такси, оно бесплатное.

Песцов в Гренландии - как у нас кошек

- Пейзаж в Гренландии однообразный - ледяная пустыня. Остров полностью, кроме узкой полоски южного побережья, покрыт снегом. Температуры во время нашего пребывания там доходили до минус 40 градусов. Деревня эскимосов находилась довольно далеко от авиабаз, но мы видели их юрты при заходе на посадку.

Медведей не было. Говорят, что последний раз их видели на метеостанции «Норд» (куда мы доставляли топливо) лет пять назад. В связи с потеплением климата мишки ушли севернее. Зато песцы по территории базы бегают, как у нас во дворах кошки. Людей совершенно не боятся, поскольку охота на них запрещена. Гренландцы очень бережно относятся к природе.

Трудовые будни

- Сначала мы выполняли по одному рейсу каждый день. День увеличивался каждые сутки почти на полчаса, и появилась возможность работать двумя экипажами посменно. У нас практически не было свободного времени: либо готовились к полетам, либо отсыпались. Это была проверка на выносливость и людей, и техники.

Первый вылет в семь утра. Приходилось вставать в четыре-пять часов. Завтракали. В шесть утра американцы открывали аэродром, и техсостав отправлялся отогревать самолет, загружать топливо. Для обогрева на базе есть специальная машина, которая нагнетает теплый воздух прямо в кабину.

Инженерно-техническому составу доставалось от суровой Арктики больше всех, поскольку им при подготовке самолета к вылету приходилось очень много времени проводить на отрытом воздухе. К счастью, все обошлось: обморожения оказались незначительными, простуды - несерьезными.

Сам перелет занимал около четырех часов (два часа туда и столько же обратно). После перелета - снова закачка топлива и рейс второго экипажа.

Посадка по приборам

- Станция «Норд» - самая северная метеостанция в мире. Взлетно-посадочной полосой нам служила утрамбованная ледяная площадка. Как эффектно выглядели со стороны приземление и взлет, мы увидели уже дома в телевизионных новостях, а там не до того было. Заход на посадку выполнялся лишь по системе GPS. Обработанный сигнал со спутника доходит на приемник в самолете с погрешностью. Перед командиром экипажа и штурманом стояла очень сложная задача - как можно точнее вывести самолет по курсу и высоте.

Нас сопровождали шесть представителей Дании. Все очень грамотные, хорошие специалисты в своей области. Датчане очень доброжелательные и общительные люди, они, как могли, пытались в выходные дни организовать наш досуг. На базе для этого тоже все продумано. В большом универсальном спортивном комплексе есть боулинг, фитнес-зал, зал для футбола, для занятий бодибилдингом, бассейн, массажный кабинет, солярий и т. д.

На Туле есть даже своя церковь. Больница рассчитана в том числе и на проведение сложных хирургических операций, для этого есть и специалисты, и необходимое оборудование. Живут здесь в основном контрактники, есть и семейные пары. Желающих работать на Туле предостаточно. За работу в северных широтах идут очень большие надбавки, и за два-три года люди зарабатывают значительный капитал.

У Дании виды на мелитопольских летчиков

- С датской стороной было весьма приятно сотрудничать. Все вопросы, которые возникали в ходе операции, решались очень быстро. Датчане делали все для того, чтобы облегчить нам выполнение задачи. Общая сумма, которую мы заработали для Минобороны, - около 100 тыс. евро. Для нас же главным стал бесценный опыт работы на международных воздушных трассах, а также поддержка натренированности летного состава. К сожалению, для этого в Украине выделяются незначительные суммы.

Хотелось бы верить, что при распределении средств, заработанных украинскими летчиками, мелитопольская авиабригада тоже не будет забыта. Мы показали, на что способны, и надеемся, что Дания и в следующем году прибегнет к возможностям именно украинской авиации.