На земле, в небесах и на море

Незабываемая гроза

- Мне повезло. С нашего призыва (1967 г.) началось сокращение срока службы, - рассказывает замначальника управления коммунальной собственности, депутат Мелитопольского горсовета Валерий Мищенко. - Раньше учились защищать Родину три года. Нашим предшественникам, чтобы сохранить преемственность, пришлось «тянуть лямку» 2,5 года. А мы уже служили ровно два года.

Сначала «учебка» под Черниговом, потом - Германия. Сразу скажу: шнапса не пил, за немками не ухлестывал, в самоволку не убегал. В общем, был дисциплинированным воином и еще комсоргом.

Зато других приключений хватало. Будучи младшим сержантом, занимал пост заместителя командира взвода. Но своего командира ни разу за два года не видел: он был спортсменом и где-то, по-видимому, постоянно тренировался. А я фактически исполнял его обязанности.

Когда была заваруха в Чехо-словакии, нас посадили в самолет, и он взял курс на Прагу. В пути попали в сильную грозу, но, в конце концов, приземлились. Решили, что мы в Чехо-словакии, однако, спускаясь по трапу, с удивлением увидели знакомый пейзаж. Оказывается, самолет из-за грозы не приняли в стране назначения, и мы вернулись к своему месту дислокации. Больше меня в Чехо-словакию не посылали.

Зато начальство ближе к концу службы решило направить меня в высшее военное училище. Я загорелся этой идей, даже собеседование уже прошел, а потом раздумал. И никогда не раскаивался: иначе не оказался бы по направлению техникума в Мелитополе, не встретился бы со своей женой!

Когда мне оставалось полгода до увольнения в запас, я отказался от предназначавшегося мне отпуска в пользу своего друга Анатолия Хевука. Он был счастлив, а когда вернулся, привез мне от родителей советский радиоприемник «Альпинист» - у немцев он пользовался хорошим спросом. Я его легко продал, когда пришло время возвращаться домой, и купил спортивный костюм. С превеликим удовольствием дома форсил в нем, ведь ни у кого такого не было. В Союзе тогда хороших вещей купить было невозможно.

Знаете, в чем я убедился? Крепче армейской дружбы на свете не бывает. Более 30 лет мы с Толей ничего не знали друг о друге. А три года назад он мне позвонил - полгода искал и нашел-таки координаты. Теперь часто перезваниваемся и 23 февраля поздравляем друг друга с праздником.

Бегущие по волнам

- Я служил во флоте, в погранвойсках, на легендарном сторожевом корабле, - вспоминает глава Акимовской райгосадминистрации Владимир Уманский. - Один эпизод его службы стал сценарием для художественного фильма «Право на выстрел». Командиром нашего ПСК (погранично-сторожевого корабля) был Владимир Лопанцев, прототип капитана-киногероя. Благодаря его профессионализму и слаженным действиям команды был задержан иностранный разведывательный корабль, который курсировал в наших территориальных водах под видом рыболовецкой шхуны.

Служить было интересно. В походах мы выполняли не учебные, а боевые задачи - охрана границ Родины. Наш участок спокойным назвать было нельзя, поэтому впечатлений, воспоминаний, веселых и печальных, хватило на всю жизнь. Помню, как на наших глазах погиб наш товарищ. Мы буксировали задержанную рыбацкую шхуну. Японцы открыли кингстоны, и шхуна начала тонуть. Чтобы спасти экипаж, командир принял решение перерубить трос, соединяющий наш корабль и рыбаков. Шхуна утонула - с ней погиб и наш матрос...

Нам, тогда молодым парням, считаю, очень повезло с командиром. От личности лидера зависит если не все, то очень многое. Умение принять правильное решение в тупиковых ситуациях, не бояться взять на себя ответственность при принятии непопулярных шагов - качества, которыми обладал командир нашего ПСК. Для меня он стал примером настоящего руководителя на всю жизнь.

Об особенностях морского юмора ходят легенды. С ними за время службы и мне пришлось столкнуться не раз. Как-то вышли мы на океанскую сторону острова Кунашир. На океане штиль, легкая зыбь... Нам разрешили купаться. Ну, мы, 20 человек, в воду и попрыгали. Вода холодная. Боцман так, между прочим, говорит: «А вы знаете, что под вами глубина 11 тыс. метров». Всем стало жутковато, но виду не подаем. Это мы уже потом, на берегу, поняли, что боцман пошутил (глубина, кстати, была около километра). Вероятно, к следующему взрыву адреналина мы уже были готовы. Поэтому когда кто-то с ПСК крикнул: «Акула!», - 20 человек не поплыли, а побежали по воде к кораблю. Это зрелище я запомнил на всю жизнь. Среди «бегущих по волнам» был и я. Потом, на корабле, мы пытались хоть как-то объяснить этот феномен, но так и не смогли. «Акулья» тревога, понятное дело, тоже оказалась ложной.

Военный туризм

Вячеслав Камчатный, заведующий сектором транспорта горисполкома - полковник запаса. 27 лет, с 1978 по 2005 гг., провел за штурвалом самолета-истребителя. Поэтому 23 февраля для него - очень важный праздник. В этот день он получает поздравления от своих друзей со всех концов Советского Союза и даже из дальнего зарубежья. Куда только не забрасывала судьба военного летчика! За его плечами - 15 гарнизонов.

Как правило, в День защитника Отечества он надевал военную форму. В этом году впервые изменил этой традиции. Но в душе все, как прежде: любовь к профессии, нерушимая дружба с однополчанами, убеждение, что в небе лучше, чем на земле. И, конечно, воспоминания...

Вот он участвует в стрельбах по воздушным мишеням под Феодосией. И в это время над Краснодарским краем украинским ПВО был сбит ТУ-154. Вячеслав Леонидович садится на своем истребителе на землю. А товарищи к нему: «Слушай, это твоя работа?». Конечно, они уже знали, что ЧП произошло на расстоянии 225 км от их зоны, но не удержались от вопроса-розыгрыша.

К сожалению, грустных историй немало. Большую зарубку на сердце оставила трагедия на аэродроме под Львовом в июле 2002 г. Нигде летчиков не сажают в тюрьму, с горечью говорит В. Камчатный. У нас именно пилоты отбывают наказание. А организаторы шоу остались в стороне.

Но есть и забавные случаи. Может, не все знают, что авиация зарабатывает для себя деньги, но это так. Делается это с помощью военного туризма. Многим богатеям только подавай экстрим - любые деньги готовы заплатить. Очень запомнились В. Камчатному два клиента: 26-летний парень из Австрии и 62-летний мужчина из Австралии.

Молодого человека привез папаша. Мол, образование получил, выпускаю его в самостоятельную жизнь. Пусть исполнится его детская мечта, а заодно на истребителе МИГ-29 проверит себя на прочность. Юноша оказался не робкого десятка, подготовленным, летал на маленьких самолетах, прыгал с парашютом. Так что 30-минутный полет перенес хорошо.

А вот дед, который тоже мечтал о путешествии на истребителе всю жизнь, после того как самолет приземлился, два часа отлеживался под наблюдением медсестры. Несмотря на то, что летчик был предельно осторожным и очень опытным, - другим «экстремалов» не доверяли.