Вадим Елизаров: «Мы танцуем о любви»

«МВ»-справка

Сегодня Севастопольский театр танца под руководством Вадима ЕЛИЗАРОВА объединяет 50 виртуозных танцоров, на его счету около 15 театральных постановок, таких как «Кармен», «Пигмалион», «Нотр-Дам-де-Пари» и пр. Театр неоднократно выступал на лучших сценах России, Франции, Китая, Венгрии, Канады, Ливана, готовится к большим гастролям в США.

- Как все начиналось? Почему именно танцы?

- В танцевальный кружок еще в Саратове меня по традиции привела за ручку бабушка. Никто из родителей не танцевал, а она хотела привить мне хороший вкус. Мне тогда было лет шесть и до шестнадцати я занимался классическими танцами. Старшеклассником освоил бальные - и понеслось.

Человек определяет свой путь всю жизнь. Доказывает себе, на что способен, чего достоин. Вот так я закончил сначала авиационный техникум, потом экономический институт. Но, думаю, и тот, и другой только выиграли от того, что я занимаюсь танцами. Нельзя, конечно, сказать, что все было зря. Физика движения самолета сродни движениям пар в «стандарте», так что знания мне пригодились. Да и по возможности не пропускаю выставки: вот не смог себе отказать, был на последнем авиасалоне в Киеве. Но, тем не менее, танцы стали «моим всем».

- Все ваши дети тоже танцуют. Был ли у них другой выбор, могли ли они отступить от проторенной вами дороги?

- Могли, но не отступили. И это нормально, когда в семье врача дети врачи, в семье военного - военные. Если есть база, легче стартовать. Да и если дети с раннего детства с нами, они слушают музыку, видят репетиции. И, естественно, лучше разбираются в том, кто сейчас чемпион Европы в «стандарте», нежели в нашем парламенте. У меня трое детей, и все достигли определенных высот в танцах. Старшая дочь сама уже не танцует, но ее муж Сергей Гринев - заслуженный артист Украины, последний чемпион Советского Союза в «стандарте» - моя правая рука. Денис и Наталья Елизаровы - чемпионы Украины в «латине» среди профессионалов и любителей, заслуженные артисты Украины и Автономной Республики Крым. Саша Елизаров и Наташа Иванова (девушка не взяла знаменитую фамилию своего мужа только потому, что одна Наталья Елизарова уже есть. - Л. Ч.) - чемпионы Украины в двух программах. Сейчас у меня уже трое внуков, и я уверен, что танцевать будут и они.

- Есть ли конкуренты у вашего театра?

- Аналогов нашему театру на просторах Украины, да и бывшего СНГ, нет, - без лишней скромности говорит В. Елизаров. - Существует множество ансамблей и клубов, которые способны устраивать танцевальные шоу, но для них бальный танец - это прежде всего спорт. Художественную часть танца показывают единицы. Мы не отрицаем спорт как таковой, это глупо и бессмысленно. Мы доказываем, что бальный танец - это прежде всего искусство. Танцы - не физкультура. Если в глазах пусто, если зритель не сопереживает - ему вряд ли будет интересно.

Если воспринимать танец исключительно с позиций спорта, он будет требовать слишком больших средств. При таком раскладе к двадцати годам перспективные танцоры, понимая, что дальше идти некуда, становятся пенсионерами танца. Спорт - это деньги. Пока ребенок маленький, за его обучение платят родители. Чадо растет, костюмы становятся дороже, поездки дальше. И когда кажется, вот сейчас будет успех, родители говорят: хватит, пора переходить на свой хлеб... Очень многие остаются за бортом. Вот для таких ребят и создан наш театр танца.

- Основной базой для театра является спортивный клуб «Виктория». При этом попасть в труппу может любой желающий - нужны только соответствующие умения и упорство. А вот задержаться в театре удается далеко не всем. Почему?

- Сам институт театра не предполагает обучения. Мы не педагоги. Если человек готов самостоятельно работать, расти - он остается, нет - уходит. Взрослый танцевальный коллектив - это вообще сложная субстанция, здесь локтями не растолкаешь. Тем более что возрастной диапазон театра достаточно большой: от начинающих танцоров до сорокалетних людей с солидным опытом. И при этом первые не всегда лучше вторых. Возраст определяется не датой в паспорте, а состоянием души и тела, отношением к делу. Я видел и пятнадцатилетних стариков.

- О чем танцуют ваши воспитанники?

- О любви, конечно. Любовь - главная тема для бальных танцев. Каждая танцевальная пара - отдельная история. Они, как художники-импрессионисты, могут вытанцевать всю гамму чувств. В репертуаре театра есть и философские постановки, например, вариации из классического балета Леонида Якобсона на музыку Дебюсси, в которых оживают скульптуры великого Родена. Одна из них символизирует круг, в котором каждый, как бы он ни пытался повернуться к соседу лицом, оказывается спиной к другому. Есть в репертуаре и современные обработки классических произведений. Так, вечный сюжет «Пигмалиона» мы положили на современные ритмы, у нас появились два учителя танцев, которые на дискотеке выбрали для обучения наибольшую «оторву» и сделали из нее к финалу настоящую леди.

- Украинцы знают вас как бессменного судью проекта «Танцы со звездами». Как вы относитесь к многочисленным танцевальным шоу, которые сегодня заполонили эфир? Должны ли они быть?

- Бесспорно. Шоу должны быть, и чем больше, тем лучше. Они ведь настоящая отдушина. С экранов на нас и так льется слишком много всего отрицательного. Так пусть народ танцует! Проект «Танцы со звездами» был создан Би-Би-Си еще в 1996 г., в Украину он пришел только в 2006 г. Десять лет - это же просто катастрофа, мы не можем двигаться с таким опозданием.

Единственное шоу, которого, по моему мнению, быть не должно, - это проект «Танцую для тебя». Нельзя объединять танцы с теми или иными человеческими недостатками. Заставить жюри выбирать: отдать приз тому, кто без рук, или тому, кто без ног, - это жестоко. Кроме того, в этом проекте выступали бездарные танцоры, которым хореографы ставили бездарные танцы, не учитывающие возможностей и подготовки. Совсем другое дело - проект, который недавно завершился на телеканале СТБ «Танцуют все». Правда, он совсем не о бальном танце, но от этого не становится хуже. Танец - это всегда красиво.

Вадим Елизаров о женщинах и о любви (прямая речь)

- Все войны, самолеты, корабли, все, что двигается, плавает, летает, танцует, поет, - все ради женщины. Мне нравятся женщины очень ухоженные, которые много времени уделяют себе. Есть такой фильм «Запах женщины». Вот понимаете, женщиной должно пахнуть. Безразличных женщин не понимаю. Девчонкам всем своим говорю: вы обязательно должны постоять у зеркала, вы не должны стесняться разглядывать себя внимательно, уделяйте внимание своему макияжу. Добивайтесь того, чтобы вас хотели потрогать и понюхать.

Мне кажется, что и в вопросах отношений между мужчиной и женщиной во многом виноваты сами женщины. Эта непонятная, ненужная эмансипация, когда женщины все время говорят о том, что они слишком самостоятельные... А потом мальчишки не хотят ей чемоданы тащить, не хотят ее костюм нести - потому что она так себя ведет. Она всем своим видом показывает: ее не надо защищать, за ней не надо ухаживать. Девчонки потом обижаются, говорят, что мальчишки такие-сякие. Но ведь виноваты в этом сами девчонки, они их отодвинули. Если тебе подали руку, ты обязана сказать спасибо. Если не скажешь - тебе больше не подадут руки. Партнерша должна быть красивой, нежной, она должна быть продолжением линии партнера, продолжением его движения. И в этом нет абсолютно никакой второстепенности. Ее задача - украшать. Женщиной тоже надо хотеть быть, точно так же, как и мужчиной.