Истории строки. Год 1955-й

Фабрика в «коробке»

В январе 1955 г. по городу поползли слухи о предстоящем закрытии Мелитопольской трикотажной фабрики. Она, и вправду, влачила жалкое существование. Глядя на нее, казалось, что война еще не кончилась.

Фабрику разместили в полуразрушенной «коробке» довоенной школы, на углу улиц Карла Либкнехта и Ленина. Станки поставили в нескольких уцелевших частях одного крыла здания. Между этими частями лежали руины - груды кирпича, пеноблоки, остатки стен, упавшие перекрытия. В здании не было умывальников, туалетов, медпункта. Никаких бытовок - одежда висела в цехах и в коридоре. Обедали прямо на рабочих местах, среди пыли и грязи. Вентиляции нет, кипяченой воды нет. А работали здесь почти исключительно женщины, некоторые - кормящие матери. Когда им приносили для кормления деток, мамаши пристраивались с ними тут же в цехах. Полноценной кровли в здании не было, балки были просто перекрыты «толем» (рубероидом).

Отапливали, как и до революции, с помощью печек. Поэтому в помещениях было то жарко, то холодно. На складах готовой продукции и сырья, где лежали тысячи носков и чулок, сотни бобин с нитками, печи не топили - боялись пожара (в 1953 г. он таки случился! Спасибо, подоспела помощь, и работницы прыгали со второго этажа на растянутый под окнами брезент). «Трикотажку» открыли в 1946 г. по решению правительства Украины. Открыли и... забыли. Денег на восстановление здания министерство не давало. Городской казне такая стройка была не по силам. Ссылки на послевоенные трудности уже не убеждали: со дня Победы-то минуло десять лет. Что пощадила война, потихоньку рушилось все эти годы. В этих условиях городские власти решились на смелый шаг: официально сообщили правительству, что если оно денег не выделит, городу придется закрыть фабрику. «Вы что себе позволяете?» - одернули мелитопольцев из столицы. Но денег дали.

Присядем на дорожку

В 1955 г. в Мелитополе не смолкали разговоры о строящемся здании железнодорожного вокзала. Небольшое довоенное здание в ходе жестоких боев 1943-го было разрушено. Над развалинами подняли красный флаг, а потом десяток лет пассажиры с чемоданами и узлами теснились в крошечном павильоне (ныне на его месте багажное отделение). Но вот жизнь начала входить в нормальную колею.

Дорожники не стали перегружать архитекторов работой. Для Мелитополя выбрали готовый проект, по которому уже построили один вокзал - на станции Тоннельная в Краснодарском крае. Стройку развернули с размахом. Здесь работала бригада лучшего на железных дорогах СССР каменщика Александра Захарова. Им было где развернуться: одних только колонн надо было соорудить тридцать шесть! Потом, правда, проект подкорректировали. Кстати, тест на наблюдательность: скажите, уважаемый читатель, сколько сейчас колонн на здании нашего вокзала?

Торжественный «впуск» пассажиров в новое здание был намечен на 7 ноября. Но к революционному празднику строители не уложились. Новый вокзал открыли 4 декабря. Первые посетители заходили и ахали: налево посмотришь - большой зал, направо - еще больший! Тут тебе и медпункт, и почта, и телеграф, и, как писали тогда в газетах, «голярня» (парикмахерская). Огромные бронзовые люстры и бра льют мягкий свет. Куда ни глянешь - электромеханические часы (их на вокзале установили 20 штук). На перроне, в окружении цветника, установили два стандартных памятника - Ленину и Сталину. На фоне классических колонн крашеные серебрянкой скульптуры смотрелись не очень гармонично. Но люди привыкли к тому, что вожди всегда рядом, и обычно не обращали на них внимания. Перрон и привокзальную площадь заасфальтировали, сделали остановки для автобусов и такси. Общий «пейзаж» слегка портили разнокалиберные магазинчики, фотомастерская, буфет, парикмахерская, окружавшие площадь. Но их дни были сочтены - на этом месте должны были вырасти три многоэтажки.