Солдат и командир за все в ответе

Дело расследовали два года. Потом еще два года шел судебный процесс. На скамье подсудимых оказались бывший командир воинской части подполковник Сергей Лилов, сотрудник корпорации «Содружество» Борис Курбатов, рядовой Олег Селин.

Подсудимые вину не признали

Солдат поджег ткань, а потом, испугавшись, начал ее тушить и, решив, что это удалось, запихал ее под штабеля с бое-припасами. Ветошь, тем не менее, тлела, и буквально через полчаса началось возгорание пороха, а потом стали взрываться боеприпасы. Такова версия обвинения, озвученная Василием Коваленко, председателем военного суда Днепропетровского гарнизона. Сам Олег Селин считает, что просто попал под раздачу и оказался в момент случившегося в ненужном месте.

Командир части Сергей Лилов свою вину признает частично и не согласен со всем объемом предъявляемых ему обвинений. В частности, бывший командир считает, что к ответственности должны быть привлечены военнослужащие, которые непосредственно отвечали за проведение работ и контроль за ними.

- Лилова в части вообще не было, хищений он не совершал, - после процесса рассказал адвокат С. Лилова и О. Селина Андрей Гребенщиков. - Лилов и Селин были задержаны по подозрению в совершении тяжкого преступления правоохранительными органами сразу после начала взрывов. 17 мая оба были арестованы Мелитопольским горрайонным судом. Селин изначально признался в поджоге тряпки, поскольку его обещали выпустить из СИЗО. А во время предварительного рассмотрения дела в суде солдата снова отправили за решетку. Строить обвинение только на признательных показаниях одного солдата нельзя.

Жизни не хватит, чтобы выплатить иск

Военный суд частично удовлетворил иск воинской части А2985 в отношении С. Лилова и О. Селина на сумму 2,3 млрд. грн. Всей жизни не хватит подсудимым, чтобы выплатить эту громадную сумму. По законодательству, если в колонии осужденные будут работать, из их заработка могут вычитать от 20 до 50 проц. в счет погашения исковых требований.

Моральный ущерб семьям двух погибших сельчан военный суд Днепропетровского гарнизона оценил в 150 тыс. грн. каждой. Выплатить эту сумму обязано Министерство обороны. Другие гражданские иски суд удовлетворил частично, в некоторых случаях оставил без рассмотрения, так как потерпевшие не явились в суд и не предоставили доказательств материального или морального ущерба.

Чтобы трагедия не повторилась

Военный суд вынес частное постановление в адрес Министерства обороны. Суд акцентировал внимание руководства Минобороны на недостаточном финансировании обеспечения складов боеприпасов, несоответствии некоторых военнослужащих занимаемым должностям, нарушениях устава внутренней службы и отсутствии контроля над рядовыми.

- Взрыв не был случайным, к боеприпасам имели доступ люди, которые не проходили надлежащего инструктажа, время которого 20 часов, а не один час, как было на 275-й артиллерийской базе, - говорит В. Коваленко. - В 2003 г. на этом же складе произошел взрыв, который командование части сочло несчастным случаем и фактически скрыло. С 2003 по 2004 гг. на складе в Новобогдановке работали две комиссии генштаба, по результатам проверок было объявлено служебное несоответствие подполковнику Лилову. В феврале и в апреле 2004 г. военный прокурор Запорожской области внес три представления на устранение грубых недостатков в хранении и утилизации боеприпасов, которые выполнены не были.

- 18 мая 2007 г., во время детонации боеприпасов, все бомбоубежища были закрыты и использовались как хранилища, а пожарный танк, который должен был устранить чрезвычайную ситуацию, находился в нерабочем состоянии, с него был снят аккумулятор, - подчеркнул В. Коваленко.