Великая Армения

История и современность

Карахундж - стоянка первобытных людей эпохи неолита, которые явно знали астрономию. Британский Стоунхендж - явление того же плана, известен всему миру. Карахундж тоже привлечет ученых и туристов, но когда...

Римляне были здесь и оставили немало следов, но армянские - заметнее. Григор Просветитель заложил основы христианства в Армении еще в начале IV в. (Владимир крестил Русь спустя 600 лет), а в V в. Месроп Маштоц создал армянский алфавит.

Особые темы - резня армян в Турции в начале ХХ в. и Карабах. Здесь добиваются всемирного признания геноцида - как по мне, с большими основаниями, чем наш президент. С недавним прошлым еще сложней: Карабах именуют отдельным государством, но на деле он часть Армении; занятые земли Азербайджана зовут освобожденными и зоной безопасности; Баку сообщается с Нахичеванью через Иран и, в свою очередь, стал барьером для Армении по пути в Россию. Разумные люди, включая президентов, говорят о политическом решении - но как его найти?

В начале декабря отмечалось двадцатилетие землетрясения в Спитаке. По-армянски его название значит «белый», после трагедии он стал символом скорби, но и возрождения, которое началось еще при Союзе. Кстати, в нем участвовал и Янукович, за что недавно получил орден.

Настоящая жизнь

Две главных опоры экономики сегодняшней Армении - деньги от диаспоры и американская помощь. Это дает благосостояние уровня нашего пяти-, семилетней давности, но сильно развращает. Похоже, многие не стремятся работать, выбирая между переводами от родственников из-за рубежа и отъездом к ним. Повсюду немало пустых квартир и домов.

На экспорт идут коньяк, вино и молокопродукты - хорошо, но мало. А вот от промышленности, включая горнодобывающую, мало что осталось. Да и индустрия туризма только зарождается.

В городах преобладает розовый туф как отделочный камень, особенно красив Ереван. Величественны древние храмы, даже еще не восстановленные. Контраст - полуразрушенные школы (детей стало меньше) рядом с новостройками ресторанов и гостиниц, хотя посетителей мало - предложение опережает спрос, качество не всегда на высоте.

Партии власти можно все, оппозиции хочется того же, но не досталось. Языковой проблемы вроде украинской нет: со второго класса здесь учат два иностранных; старики лучше знают русский, молодежь - английский, но родной для всех армянский.

Гостеприимство - это что-то особое. Знаете ли вы, что такое хаш? Это варившийся всю ночь суп из говяжьих ног и рубцов, вроде нашего полуфабриката холодца; его едят утром с подсушенными листками лаваша, зеленью, чесноком и 65-градусной тутовой водкой. Первый тост поднимают за поваров, затем - за каждого из присутствующих в отдельности. Для справки: после застолья мы весь день трудились, работоспособные и сытые.

Разные люди

Начну с крестьян на горной дороге, у которых мы купили вино и фрукты. Я не спросил их имен, но запомнил руки - грубые и натруженные, как и у наших селян. Они строят свой магазинчик у дороги и показали нам чудо: в расколотом камне отпечаталось перо древностью в тысячи лет.

Ашот Саркисян - полевой командир времен карабахской войны, сейчас начальник на таможне и успешный предприниматель. Здесь это в порядке вещей и не скрывается.

Самвел Алексанян - издатель из Копана, центра области Сюник. Он бывший чиновник, сейчас в оппозиции, с Ашотом они из одного села и дружат, политика не мешает.

Кристина Хачикян - наш гид. У нее два диплома (лингвист и журналист) плюс три языка (английский, русский и французский). Она любит Армению, но не исключает отъезда на Запад. Пробовала работать в Москве, не понравились суетность и отношение к мигрантам.

Ее 85-летняя бабушка Сирануш живет в селе Тегут в 150 км от Еревана и работает на земле. Дети и внуки помогают, потому что понимают: это ее жизнь, иначе она не хочет и едва ли сможет.

Геворг Мхитарян - полиграфист из Ванадзора. Когда-то он служил в армии в Александрии и уверенно произносит «Здоровеньки булы». Коммунальная типография, где он работал четверть века, «легла», ее арендует молодой издатель Айкас Смикян, которому американская гуманитарная программа IREX помогла с кредитом. Сейчас Геворг трудится с удовольствием и с достойной оплатой.

Ашот Умушатян - таксист из Севана. Недавно он работал в Крыму, в этом году гостил в Мелитополе у Игоря Богданова, с которым в молодости играл в ансамбле в ресторане «Ахтамар».

Мхитар Закарян - мэр городка Агарок на границе с Ираном. Он не оппозиционер, но и не из партии власти; обещал людям не воровать и избран большинством в 92 проц.

Пусть все у них получится!