На российские рынки ни ногой?

Многие жители Мелитопольского района, особенно константиновцы и вознесенцы, как известно, живут за счет выращенных на грядках овощей и зелени.

Кто-то выращивает петрушку-укроп в свободное от работы время, чтобы потом сдать торговке килограмм-два по оптовой цене и подзаработать. Для других сельскохозяйственный труд стал основным источником дохода - таких людей с большими сумками можно встретить на оптовом рынке, каждый день они вывозят на продажу зелень десятками килограммов, чтобы быстро продать перекупщикам и снова вернуться на грядки. Существуют и третья категория - скупщики. Эти люди также изо дня в день работают на оптовом. Они скупают зелень у первых и вторых и уже тоннами переправляют в Москву для розничных и оптовых продаж. Объединяет всех этих людей одно: всем поперек горла стал закон, запрещающий с 1 апреля иностранным гражданам торговать на рынках России.

Насколько повлиял на привычный уклад жизни сельчан новый закон, корреспондент «МВ» попытался выяснить у скупщиков.

Дмитрий не первый год работает на оптовом рынке и уже успел выработать определенную систему: каждый год, когда начинается массовый «ход» зелени, его мама отправляется в Москву для торговли, а он здесь, в Мелитополе, добывает товар, чтобы регулярно переправлять его в российскую столицу.

- Мать, как и большинство наших, занимающихся зеленью, оформлена в Москве как оптовый торговец (ищет где можно снять квартиру на сутки в Москве). И действительно, большую часть полученного из Мелитополя товара мы сдаем московским торговцам, оставляя для розницы только то, что реально можно продать. Так как новый российский закон распространяется только на иностранцев, торгующих за прилавками в розницу, мы не очень пострадали. А вот те, кто имеет точки на обычных рынках, вынуждены сворачиваться и искать другие пути сбыта. Но все равно, больше всех от российских реформ пострадали китайцы, вьетнамцы, азербайджанцы - их гонят отовсюду, к славянам же относятся пока лояльно.

Чтобы разведать обстановку, как говорится, боем, корреспондент «МВ» позвонил по телефону на несколько московских рынков. Как оказалось, на одном из крупнейших рынков российской столицы - Рижском - мелитопольцы не торгуют, зелень туда попадает исключительно из Тульской области. А вот работник Даниловского рынка, который не пожелал представиться, так как ему «осталось два года до пенсии», живописал обстановку в торговых рядах:

- Нет у нас украинцев, всех разогнали! Ряды пустуют, вместо покупателей по ним гуляет ветер - даже налоги за текущий месяц, если ничего не изменится, заплатить будет нечем. Примерно половину продавцов нашего рынка составляли украинцы, с их рук к россиянам попадали и мясо, и сало, и овощи, и, конечно же, зелень. Путин придумал, что нужно гнать из России иностранцев, мы прогнали. Теперь торговать некому, потому как российские труженики только пить и умеют! Конечно, украинцы пытаются найти какие-то лазейки - принять гражданство незаконным путем, получить вид на жительство. Но это долгосрочные и очень дорогие процедуры. Пока же рынок пустует, а это значит, что скоро взлетят цены на продукты.

Исторический аспект

Инициатива запретить иностранцам торговать на российских рынках исходила с самого верха - с требованием «защитить коренное население страны» выступил осенью 2006 г. президент Владимир Путин. Уже 15 ноября правительство одобрило постановление, согласно которому с 15 января иностранцев на продовольственных и вещевых рынках должно остаться не больше 40 проц. К 1 апреля мигранты должны были вовсе исчезнуть с рынков. С начала 2007 г. иностранцы также потеряли право торговать алкоголем и лекарствами.

Инициативе Путина предшествовали антикавказские выступления и беспорядки в маленьком северном городке Кондопога. Впрочем, как заявил сам президент в начале октября, «дело не только в Кондопоге». В те же сроки развернулась и антигрузинская кампания - Россия установила транспортную блокаду Грузии, а милиция в усиленном порядке стала искать нелегальных мигрантов из этой страны.

У мэра Москвы Юрия Лужкова свой подход к проблеме мигрантов. Уже несколько лет в российской столице реализуется программа сокращения открытых торговых площадок. С 1999 г. в Москве закрыли 199 рынков - теперь их осталось около 100.

Кроме самих мигрантов, недовольство новыми условиями торговли высказывают и владельцы рынков. Это и неудивительно - чем больше пустых торговых точек, тем больше их убытки. Зато супермаркеты и сети магазинов наверняка извлекут из закона выгоды - во-первых, на рынке труда появилась новая дешевая рабочая сила, а во-вторых, покупатели, не найдя продуктов на привычных торговых точках, потянулись в магазины.

По метериалам Lenta.ru.

«Нам что теперь - ждать, когда в Подмосковье созреет свой урожай черешни, персиков и абрикосов?»

Со Светланой МИХАЙЛОВОЙ, жительницей Москвы, наши корреспонденты тоже поговорили по телефону:

- Знаю, что немало украинцев торгует на Киевском, Курском рынках - тех, которые ближе к вокзалам, на которые прибывают поезда с Украины, - сказала Светлана. - Сама, после открытия большого универсама в соседнем доме, на рынки за покупками выбираюсь редко. Что касается запрета на торговлю иностранцам, то я уверена, что в России любой закон - не повод для его исполнения. Первое время замучают проверками, будут отлавливать и штрафовать, может, еще что-нибудь придумают. А потом все пойдет на самотек и будет, как было. Мне лично вообще не понятно, чем российский продавец лучше иностранца? Какая мне, покупателю, разница?! Главное, чтобы на рынке были порядок, чистота, уважительное отношение к покупателям и приемлемые цены.

Летом покупала украинскую черешню около Курского вокзала. С новым законом получается, надо ждать, когда в Подмосковье созреет свой урожай черешни, персиков, абрикосов? А если передать эти скоропортящиеся товары в руки чужих продавцов, то есть шанс погубить товар. Нехозяева вряд ли будут печься о том, сколько продукта сгнило, пропало.

Когда была в последний раз на рынке, то в рядах южных торговцев царил образцовый порядок и товар был отменного качества, чего не всегда можно добиться от наших соотечественников, которые нередко и трезвыми-то не бывают. Так что все эти нововведения и ограничения на торговлю на рынках иностранцев мне кажутся очередными популистскими мерами.