УРОКИ ФИЗКУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ: укрепление здоровья или испытание для детского организма?

Что происходит с нашими детьми?

Физиолог, доцент, кандидат биологических наук, заведующая медико-биологической лабораторией при МГПУ и ТГАТУ Наталья СИДОРЯК занимается исследованием влияния физической нагрузки на организм школьников и студентов уже 15 лет. Вот ее мнение.

Факторы трагедий

Причин, которые могли спровоцировать смерть детей на уроках физкультуры, несколько.

К сожалению, в наших школах совершенно недостаточный уровень медицинского обслуживания. В идеале перед каждым занятием по физкультуре у ребенка должны измерить пульс и давление. Ведь любая, даже незначительная по меркам здорового человека нагрузка при патологиях может привести к печальному исходу.

Второй фактор - социальный. У многих детей наблюдаются психологические расстройства, на проявление которых родители порой не обращают внимания: быстрая утомляемость, агрессия, плаксивость. Дети в стенах дома получают большое количество стрессов, к примеру, становясь свидетелями ссоры родителей. Стрессовые ситуации оказывают негативное влияние на сердечно-сосудистую систему. Если ребенок понервничал дома, а потом пришел сдавать кросс на урок физкультуры, нагрузки неокрепший детский организм может и не выдержать.

Не последнее место в формировании нездоровых организмов наших детей имеет питание. Мы употребляем безмерное количество продуктов, которые содержат нитраты. Вещества эти относятся к канцерогенам. Они - нередкая причина онкозаболеваний. Оказывают свое неблагоприятное действие эти вещества и на кровеносные сосуды. Колбасы, копченые сыры, овощи с повышенным содержанием нитратов (определить их содержание можно только в лабораторных условиях) пользы организму, тем более детскому, не принесут. Опасны и заграничные окорочка с зашкаливающей концентрацией гормонов. Нас успокаивают, что они не накапливаются в мясе, однако обратное показали эксперименты доцента МГПУ Елены Данченко. Запомните: выросшая на гормонах курица, «став окорочком», гормоны не теряет.

Период полового созревания - не время для олимпийских рекордов

В период полового созревания у наших детей нередко развивается юношеская артериальная гипертония. Гормональный взрыв оказывает свое влияние и на дыхание, сердечно-сосудистую систему. Диагностировать заболевания в этот период очень сложно: связаны ли они с гормональными изменениями, или носят патологический характер, определить практически невозможно.

Учитель в ответе за тех, кого учит

Учитель физкультуры об ученике должен знать практически все. Перед тем как дать ребенку ту или иную нагрузку, физруки должны внимательно изучить его медицинскую карту. К сожалению, на уроке физкультуры нельзя эту нагрузку дозировать, то есть неясно, к каким изменениям в организме те или иные упражнения приводят.

Особенно опасен в этом плане бег. Он оказывает самое сильное влияние на сердечно-сосудистую систему. Кроссу или спринтерским дистанциям в школе должен предшествовать адаптационный период в несколько месяцев с постепенным увеличением нагрузок. Ни в коем случае большие физические нагрузки в школе не должны быть запланированы на межсезонье - период обострения хронических заболеваний.

Физические нагрузки - с детского сада

Физические нагрузки детям необходимы с младшего дошкольного возраста. Речь не идет об «олимпийских рекордах». Все начинается с игры, простых движений под музыку (они очень полезны как в физическом, так и в эмоциональном плане). Очень плохо, что в нашем городе нет хорошего бассейна. Плавание - наиболее адаптационный вид спорта. При значительной физической нагрузке он оказывает щадящее действие на организм. Кстати, в России бассейн есть почти в каждом детсаду. У нас, к сожалению, этим могут похвастать даже не все столичные дошкольные учреждения.

Здоровье школьников должно быть предметом заботы родителей

Только около половины учеников сегодня могут похвастаться относительно хорошим здоровьем. Малоподвижный образ жизни, устаревшие парты, которые зачастую не соответствуют возрасту учащихся, плохое освещение в классах, длительные занятия за компьютером, нерегулярное и неправильное питание становятся причиной целого ряда недугов. Уходят наши дети со школьной скамьи хоть и умными, но далеко не здоровыми людьми. Ольга ПОЛЮЛЯХ, врач-педиатр первой категории Мелитопольской детской больницы, раз в год проводит углубленные осмотры детей и не понаслышке знает о здоровье нынешних школьников. Насколько опасными, по мнению доктора, могут быть уроки физкультуры?

- На самом деле уроки физкультуры здесь ни при чем, - считает Ольга Николаевна. - Все дело в здоровье детей. Внезапная смерть чаще всего связана с остановкой сердечной деятельности. Происходит это из-за слабости и нетренированности сердечной мышцы.

Недавно во время профосмотра я спросила у 15 девочек из одного класса, у кого хоть раз в жизни болело сердце. Десять человек подняли руки. Потом я поинтересовалась, сколько из них хоть раз посещали кардиолога, оказалось - ни одна. Некоторые родители заняты материальным обеспечением своей семьи и не считают нужным тратить время на обследование детей, лечение их хронических заболеваний.

Ежегодно в школах города врач-терапевт проводит углубленный осмотр школьников, при необходимости выписывает направления для посещения узких специалистов: окулиста, кардиолога, невропатолога и т. д. Реально предписания терапевта выполняют единицы, у родителей зачастую нет времени ходить по врачам и сидеть в очередях. Комплексное обследование школьников узкими специалистами проводится перед первым и пятым классами, а также в девятом. Если бы родители прислушивались к советам и рекомендациям врачей, то дети были бы обследованы более тщательно.

Мнения специалистов

Виктор СИМОНЕНКО, учитель физкультуры школы № 4:

- Однозначно можно сказать, что дети раньше были намного здоровее, чем сейчас. Причин тому множество: и экология, и режим питания. Большинство школьников ведут малоактивный образ жизни. После школы домой, поел - и за уроки, а потом за компьютер. Из 30 семиклассников только пять занимаются в спортивных секциях и три - в танцевальных.

Я считаю, что физкультура должна быть в школе каждый день. Ведь хорошее физическое здоровье - залог успешного будущего. Посудите сами, разве может физически неподготовленный врач отстоять десятичасовую операцию?

Тамара ДЮЖАЕВА, методист городского отдела образования:

- Нормативы нормативами, но ведь никто не знает возможности школьника лучше его учителя. Зная, что нагрузка ребенку не по силам, никто из преподавателей не станет от него требовать выполнения нормативов. Я сама работаю учителем физкультуры больше 20 лет. Своим ученикам говорю: «Сделай сколько можешь, и на один раз больше». Срабатывает. Когда ребенок знает, что нормативы над ним не висят как дамоклов меч, занятия спортом действительно идут на пользу. Много говорили о введении в школах урока футбола. А если кто-то футбол не любит? И чем в него играть - нет ни мячей, ни сеток...