Космический след в судьбе Юрия Верещаги
Попал к выдающимся учителям
- Судьба распорядилась так, что при переезде на постоянное место жительства в Мелитополь в 1976 году я попал на завод им. Воровского, тогда - производственное объединение «Мелитопольпродмаш» - на давно пустующую должность инженера-конструктора-электрика в специальный конструкторско-технологический отдел. Не секрет, что в советское время очень многие заводы имели так называемое закрытое производство, где специалисты трудились на нужды обороны страны. Вот и мне пришлось не один год отмахать во благо развития отечественного космоса.
Это были тяжелые годы, великой радостью в то время для меня были месяцы работы простым электриком: приходишь в семь на работу, берешь в руки паяльник, вдыхаешь запахи расплавленного припоя, радуешься солнцу и ясности мыслей. Но, с другой стороны, это было замечательное время: зарплату мне начисляли по максимуму - 140 рублей, несмотря на то, что я был, что называется, со студенческой скамьи. Благодаря этой работе я познакомился с уникальными людьми - моим учителем Виктором Коваленко, который удостоен знака «Почетный строитель Байконура», конструктором Филатовым, разработчиком электрической части системы жизнеобеспечения комплекса «Буран», который поведал множество историй о космосе и людях, причастных к нему.
Здесь я как инженер-конструктор получил огромный опыт, ведь мы выпускали всевозможное оборудование, в котором были заинтересованы ракетные войска стратегического назначения: дозаправщики спутников, агрегаты нейтрализации паров и промышленных стоков ракетных топлив, которые на ВДНХ были удостоены медали. Но главное - мне выпала честь принять участие в программе по разработке космического комплекса «Буран».
- Дни напролет я просиживал над технической документацией электрической части системы жизнеобеспечения, с тем чтобы выявить ошибки и не допустить их в работе. В ходе проверки сами собой рождались пути и способы усовершенствования системы. Так, мне удалось изобрести и запатентовать имитаторы, которые позволили проверять всю электрическую часть системы в условиях, максимально приближенных к реальным. Мой вклад в усовершенствование «Бурана» - замена тяжелых и дорогих электрических кабелей со свинцовой оплеткой кабеля ми бердянского завода «Азовкабель», которые использовались в судостроении. Такое решение позволило сэкономить около 170 тыс. рублей и заработать мне 10 проц. от этой суммы в качестве вознаграждения за рацпредложения - невиданные деньги в то время.
За эту работу, а также, как принято было тогда говорить, за большие достижения и высокие показатели в труде в 1987 году я был представлен к ордену Трудового Красного Знамени, но поскольку первый пуск комплекса «Буран» был отложен, все причастные к нему лица получили ордена на ступень ниже. Так я и получил «Знак Почета» из рук самого Михаила Горбачева, что теперь радует еще и тем, что Знак до сих пор в числе российских государственных наград, а орден Красного Знамени канул в Лету.