Кому обслуживать придомовые сети? Как совместная ответственность становится общей безответственностью

В обоих документах в обязанностях организаций записано: «...содержать внутридомовые сети в надлежащем техническом состоянии». Этот факт можно использовать по-разному. Например, как лазейку, чтобы ничего не делать, - именно это мы и наблюдаем в Мелитополе в течение ряда лет. Но можно и как инструмент для наведения порядка - на это мы, потребители, вправе рассчитывать. Пока что местные органы самоуправления, к сожалению, не могут или не хотят решать проблему. И все-таки появилась надежда, что дело сдвинется с мертвой точки.

Четыре с половиной года назад руководитель ассоциации потребителей коммунальных услуг «Теплый дом» Владимир Коротун обратился в суд, чтобы заставить теплосеть заключить с ним как с потребителем договор, который полностью бы соответствовал типовому. Сначала иск был удовлетворен судом первой инстанции. А недавно законность этого решения подтвердил Запорожский апелляционный суд.

Лазейка для поставщиков услуг
- Вы добились своего, - обращаюсь к В. Коротуну. - Но вот вопрос: заключит ли теплосеть типовой договор с остальными потребителями?

- Закрепленные договором со мной обязанности теплосети (в том числе по содержанию внутридомовых сетей и поверке счетчиков) должны распространяться на всех без исключения потребителей. Эта норма прописана в Гражданском кодексе (ст. 633).

- Общественная организация «Теплый дом» последовательно отстаивала тезис: «Одна услуга - один исполнитель». Выходит, теперь эта цель достигнута?

- Мы приблизились к ней. Первый шаг был сделан в январе 2006 г., когда исполком четко определил исполнителей жилищно-коммунальных услуг. В том числе по тепло- и водоснабжению - соответственно арендное предприятие тепловых сетей и КП «Водоканал». Второй этап - закрепление для всех потребителей в публичных договорах обязательств этих предприятий по содержанию и обслуживанию сетей. А теперь городская власть, наконец, должна определить конкретные рамки взаимной ответственности ЖЭКов с одной стороны, и теплосети, водоканала - с другой.

- Как, по-вашему, должны строиться взаимоотношения между ними?

- Исполкому уже давно следовало бы с помощью договоров между ЖЭКами и теплосетью четко разграничить ответственность каждой из сторон за содержание сетей и качество услуг. Например, ЖЭКи пусть осуществляют аварийные ремонты сетей тепло- и водоснабжения, их текущее обслуживание, своевременно уведомляя теплосеть и водоканал о возникновении более серьезных поломок. На такое «аварийно-диспетчерское обслуживание» в тарифе предусмотрено 5,5 коп. на один квадратный метр жилья из 31 коп., заложенной в тарифе. А если речь идет о более существенных ремонтах, сезонном обслуживании сетей, то за их качество, естественно, отвечают те предприятия, чья услуга транспортируется по внутридомовым сетям. На такое сезонное и профилактическое обслуживание в ЖЭКовском тарифе также предусмотрены деньги: почти 6 коп. с квадратного метра для содержания тепловых сетей, и почти 20 коп. - для водопровода и канализации.

- А что делать ЖЭКам, у которых нет специалистов для качественной работы?

- Заключать договор с теплосетью или водоканалом и оплачивать ее за счет тех составляющих тарифа, о которых мы только что говорили. И далее два раза в год проверять внутридомовые сети, составлять акты обследования. А уж если все-таки вода или тепло не дошли до потребителя - то финансово это должны ощущать оба предприятия: потребитель вправе снизить оплату и ЖЭКу, и второму исполнителю - теплосети или водоканалу. Это станет хорошей гарантией защиты.

«Кто нам миллион подарит?»
- Мы должны и готовы обслуживать внутридомовые сети: от котла до батареи в квартире, - заявили руководители теплосети Олег Марголин и Валентина Киндзерская. - Только для этого ЖЭКи должны передать их на баланс нашего предприятия. Но они не хотят этого делать. Причина - деньги. В тарифах за обслуживание жилья примерно треть падает на содержание придомовых сетей. В общей сложности это по городскому жилищно-коммунальному хозяйству составляет 4 млн. грн. в год. И эта сумма будет год от года расти. Вот руководители и боятся ее потерять. Открыто говорят: кто вам эти деньги подарит? В мэрии по данной проблеме не раз проводились совещания - так ни до чего и не договорились. Одно из последних предложений - 11 коп. с квадратного метра. Но это слишком мизерная плата за работу! Получается, мы будем обслуживать сети, а ЖЭКи деньги получать? За что, спрашивается?

Кстати, это происходит и сегодня. Если в квартирах холодно, батареи еле-еле теплые, мелитопольцы звонят в теплосеть. И наши специалисты выезжают на место, принимают меры. В прошлом году многим владельцам квартир в связи с некачественной услугой сделали перерасчет. А ЖЭКи ни по одному акту, где зафиксирована их неудовлетворительная работа, до сих пор предприятию не заплатили, несмотря на заключенные с АП договоры. Впрочем, с компанией «Комэнерго-Мелитополь» и договора не было - он появился только в этом году.

Что в результате происходит? Теплосеть обязуется поставлять жильцам многоэтажек качественное тепло. А ответственность за кусок внутридомовой трассы несут ЖЭКи - туда нашим специалистам нет доступа. Но обслуживаются эти участки, как правило, из рук вон плохо (сети элементарно не промываются), а миллионные потери несем мы.

По нашим расчетам, на обслуживание придомовых сетей нужно заложить как минимум 25 коп. с квадратного метра жилья. Нам в мэрии посоветовали: пусть население добавит недостающую сумму. Готовы даже на такой шаг, лишь бы ЖЭКи сохранить? Не волнует, что за содержание сетей мелитопольцам придется платить дважды!

А если бы городские власти рассматривали ситуацию, исходя из интересов граждан, то приняли бы волевое решение о передаче внутридомовых сетей на баланс теплосети. И мы их обслуживание взяли бы на себя и отвечали перед потребителем по полной программе. Кстати, в случае положительного решения вопроса мы обслуживали бы и тепловые счетчики. Они сегодня - также в ведении ЖЭКов, и мы получим к ним доступ только в том случае, если с нами заключат договор на обслуживание.

От противостояния к сотрудничеству
А что думает о путях решения проблемы профильный вице-мэр Сергей Громыко?

- Когда внутридомовые сети окажутся в одних руках, это будет выгодно прежде всего экономически, - согласился он. - Если ЖЭКу приходится приобретать, например, одну-две заглушки, то специализированная организация делает оптовые госзакупки. Самый оптимальный вариант «одних рук» - это ОСМД. К сожалению, создание объединений массовым не назовешь. Поэтому ищем другой выход. И вот с чем столкнулись. Мы смогли внедрить принцип: «Одна услуга - один исполнитель» при вывозе мусора. В этом случае на государственном уровне была разработана методика вывода денег из квартплаты. Что касается содержания придомовых сетей, такого механизма нет. И каким образом «вычленить» деньги, мы не знаем.

Кроме того, по нашим подсчетам, из 30 коп., заложенных в тарифе ЖКХ на эти цели, 11 коп. приходятся на тепловые сети. Эта сумма, заявили руководители АП, их не устраивает: мол, за такие деньги предприятие обслуживать не будет, нужно в два раза больше. Но у нас нет возможности повышать тариф на жилье.

И все-таки ЖЭКи и теплосеть переходят от противостояния к сотрудничеству. Подписаны дефектные акты по гидравлическим узлам. Их качественная наладка экономически выгодна: сокращаются потери электроэнергии. А по договору с «Комэнерго» теплосеть за 103 тыс. грн. берет на себя подготовку к сезону жилого фонда на Новом Мелитополе.

«Иван кивает на Петра...»
Как видим, спектр мнений о содержании внутридомовых сетей достаточно широк. А радоваться пока что нечему. Найдут ли выход из тупика городские органы самоуправления, неизвестно. Ну а страдают, как всегда, потребители.

История, которую мы вам предлагаем ниже, - хорошая иллюстрация к этому неутешительному выводу. - Никакой жизни нет - то и дело канализационные стоки «возвращаются» в квартиру, - пожаловался в «МВ» житель дома по ул. Бронзоса, 45 Георгий Озеров. - Вызываем «аварийку», приезжают работники водоканала, полчаса что-то «пошурудят» - и до свидания. Недавно был такой случай: специалисты едва отъехали, а нечистоты снова тут как тут. За что мы только деньги ЖЭКу платим?! Причем с 1 июня в два раза больше, чем раньше.

Начальник КП «Жилмассив» Андрей Лузгарев убежден, что наружные сети засорились-«заросли». А это - зона ответственности водоканала. Нужно просто внимательнее и тщательнее прочистить трубы. Главный инженер КП «Водоканал» Сергей Васюренко согласился с тем, что участок в районе ул. Бронзоса в самом деле проблемный. Но заверил: свою часть работы специалисты коммунального предприятия две недели назад выполнили, то есть недавно тщательно прочистили наружные сети, убрали заторы. И сегодня дело не в них, виноват выпуск (участок сетей от подвала до колодца). А это - зона действия ЖЭКа. В общем, привычное дело: Иван кивает на Петра, а Петр кивает на Ивана.