Земля и люди - 2. Кто и как получает участки в Мелитополе
Просчитать возможные потери бюджета от передачи земли в аренду без проведения конкурсов тяжело. Положением о проведении конкурса на право аренды земли не определена первоначальная цена за право аренды того или иного участка. Конкурс, говорится в этом документе, «заключается в определении арендатора, который предложит лучшие условия эксплуатации участка и большую процентную ставку». Ее начальный размер определяет конкурсная комиссия, но чем она при этом руководствуется, остается только догадываться.
Чтобы приблизительно представить, какими могли быть поступления от передачи в аренду земли на конкурсной основе, достаточно взять местную газету с объявлениями и сделать несколько звонков. Уже на втором мы наткнулись на агентство, которое предлагало среди других и земельные участки, находящиеся на сегодня в аренде. Первый (0,9 га по Каховскому шоссе) - за 350 тыс. долларов, второй (10 соток на пересечении ул. Воинов-интернационалистов и Кирова) - за 200 тыс. долларов.
Исходя из цен на рынке земли в Мелитополе, можно предположить, что бюджет теряет если не миллионы, то сотни тысяч гривен. А попытки власти объяснить, что результаты конкурса не прогнозируемы, их проведение затратно и вообще земля в Мелитополе большим спросом не пользуется, выглядят неубедительными.
Как были использованы дополнительные полмиллиона гривен? На пресс-конференции Д. Сычев озвучил самые крупные покупки, сделанные за счет средств этого фонда: покупка фрезы для МАБЗ (210 тыс. грн.), проводов, дифференцированных счетчиков и т. д. для КП «Горсвет» (179,7 тыс. грн.). В списке, переданном через пресс-службу, значатся также проведение городских праздников, покупка мотокос для ЖЭКов, оплата ремонта памятника Б. Хмельницкому и др.
Так, член депутатской комиссии по вопросам земельных отношений, коммунист М. Зубарев считает, что земля раздается в городе по предварительной договоренности: «Если бы заседания земельной комиссии проходили публично, я считаю, что город от этого выиграл бы. Как минимум доходы выросли бы в 20 раз. Каждый житель города, каждый бизнесмен мог бы видеть, какие участки рассматриваются, - и тогда вопрос втихаря не решался бы».
Критически оценивает ситуацию с выделением земли в Мелитополе и представитель партии «Наша Украина» в городском совете Николай Карандаш. Как отмечает депутат, за пять созывов его работы в совете он не припомнит, чтобы такими темпами раздавали землю. «Такого бардака с землей, как сейчас, не было никогда. В таком количестве землю не раздавали: серьезнее к этому относились, выясняли, почему строится тот или иной объект. А через десять лет, учитывая такую интенсивную раздачу земли в Мелитополе, попробуй найти свободный участок».
Председатель районного совета партии «Батьківщина», депутат городского совета от БЮТ Сергей Середа считает, что будь информация о свободных участках открытой, многие мелитопольцы тоже претендовали бы на землю и развивали таким образом собственный бизнес, наполняя местный бюджет. «Конкурс - это прямой финансовый показатель, - говорит С. Середа. - Я работаю в городе уже 16 лет и не могу конкурировать с бизнесменами из других городов, но то, что я даю рабочие места, наполняю местный бюджет, - это должно звучать на конкурсах».
Однако редакции «МВ» эта ситуация представляется несколько иной. По нашему мнению, городская власть, прикрываясь законом и интересами громады, раздает направо и налево городскую землю, получая от аренды всего несколько миллионов гривен в год. Проведение конкурсов, которое другим территориям приносит значительные суммы, Мелитополю дает в год лишь полмиллиона гривен. Если бы даже десятая часть земли (из 45 га) была передана в 2007 г. в аренду по конкурсу, поступления в бюджет выросли бы на порядок. Но, к сожалению, игнорирование конкурсов не является нарушением законодательства, поясняет юрист Артем Иванов. «Это право, которое было у горсовета и который мог его реализовать - провести конкурсы и получить дополнительные деньги. Этого сделано не было, но обязать депутатов проводить конкурсы нельзя было, а теперь закон заставляет проводить аукционы».
Власть рассказывает о непривлекательности земельной темы для местных бизнесменов и при этом «залетные» предприниматели (их в прошлом году была пара десятков) умудряются находить гектары пустующей земли. Не оставляют власти такой практики и в этом году. Пренебрегая требованиями закона передавать право аренды на землю только через аукцион, депутатская комиссия выдает на-гора решения о том, что все земельные участки, по которым состоялся правочин до 1 января 2008 г., передаются в аренду по законодательству 2007 г.
Хотя законность этого решения под вопросом, говорит А. Иванов. «На мой взгляд, это решение идет вразрез с действующим законодательством. Во-первых, Земельный кодекс имеет большую юридическую силу, нежели решение сессии. Во-вторых, речь в решении сессии идет о согласовании места расположения участка и дачи разрешения на разработку проекта отвода, а не о передаче земельного надела в аренду. А это две разные вещи. Можно понять людей, которые начали процедуру оформления земли, но были приняты законодательные изменения, и приобретение права аренды может осуществляться только через аукцион».
Даже протест прокуратуры, внесенный в конце апреля этого года, депутаты рассмотрели лишь через месяц - и отклонили без каких-либо обоснований, а это тоже не в рамках закона, добавляет А. Иванов. «Прокуратора выносит протест, и горсовет обязан на него отреагировать: отклонить или удовлетворить. Но обязательно с мотивировкой, то есть либо признать нарушения, либо обосновать, почему их нет. С одной стороны, горсовет предпринял некие действия - отклонил протест. Но на каком основании? Должен быть четкий мотивированный ответ».
Земля, таким образом, продолжает в Мелитополе бесплатно переходить в аренду. Отметим и тот факт, что земельная тема в городе - тайна за семью печатями. К примеру, начальник управления коммунальной собственности (УКС) Виталий Яремий от интервью отказался, а в письменном ответе на запрос часть вопросов попросту проигнорировал. По количеству же переданных в аренду или собственность участков разъяснение оказалось таким: регистрацию земельных участков осуществляет центр государственного земельного кадастра, и вся информация - там. В управлении земельных ресурсов подобные сведения назвали информацией с ограниченным доступом (приказ Госагентства земельных ресурсов Украины от 22.10.2007 года № 256), то есть не подлежащей разглашению. При этом все так называемые земельные решения сессии, как и проекты договоров аренды и купли-продажи земли, готовятся именно в УКС. На этом же ведомстве, согласно положению о его работе (с изменениями, утвержденными решением сессии № 7 от 17.01.2003 г.), - соблюдение условий договоров. Как здесь может не быть статистической информации? Но что говорить о мелких сошках, если даже мэр Д. Сычев нарушил сроки ответа на запрос и в итоге в предоставлении информации отказал. А там, где много тайн, - благодатная почва для подозрений.
Вот такая бюрократическая арифметика - все для нашей пользы. Будем ждать, пока мелитопольские руководители раздадут всю землю?
Расследование подготовлено в рамках проекта «Содействие активному участию граждан в противодействии коррупции в Украине «Гідна Україна» и при поддержке общественной организации «Институт развития региональной прессы».