Земля и люди - 2. Кто и как получает участки в Мелитополе

Окончание. Начало в «МВ» № 36 от 3-9.09.2008 г.

Есть ли польза от конкурсов?
Есть. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что только девять участков земли площадью меньше гектара, которые городская власть отдала в аренду по конкурсу, принесли в казну дополнительно почти 533 тыс. грн. Самым щедрым оказалось ДП «Трейд Лайн Запорожье», которое, по информации А. Барыбина, за право аренды участка площадью 0,16 га заплатило городу 425 тыс. грн. 120 тыс. грн. за 0,15 га перечислило ООО «Лигаинвестстрой». Поступления от остальных конкурсов составили от 1,5 до 22 тыс. грн.

Просчитать возможные потери бюджета от передачи земли в аренду без проведения конкурсов тяжело. Положением о проведении конкурса на право аренды земли не определена первоначальная цена за право аренды того или иного участка. Конкурс, говорится в этом документе, «заключается в определении арендатора, который предложит лучшие условия эксплуатации участка и большую процентную ставку». Ее начальный размер определяет конкурсная комиссия, но чем она при этом руководствуется, остается только догадываться.

Чтобы приблизительно представить, какими могли быть поступления от передачи в аренду земли на конкурсной основе, достаточно взять местную газету с объявлениями и сделать несколько звонков. Уже на втором мы наткнулись на агентство, которое предлагало среди других и земельные участки, находящиеся на сегодня в аренде. Первый (0,9 га по Каховскому шоссе) - за 350 тыс. долларов, второй (10 соток на пересечении ул. Воинов-интернационалистов и Кирова) - за 200 тыс. долларов.

Исходя из цен на рынке земли в Мелитополе, можно предположить, что бюджет теряет если не миллионы, то сотни тысяч гривен. А попытки власти объяснить, что результаты конкурса не прогнозируемы, их проведение затратно и вообще земля в Мелитополе большим спросом не пользуется, выглядят неубедительными.

Куда направлялись деньги
Средства, полученные от проведения конкурсов на право аренды земли, теоретически могли бы помочь в решении мелитопольских проблем - их у нас хоть отбавляй. Но практически... По данным финансового управления Мелитополя, в 2007 г. бизнесмены перечисляли средства в целевой фонд городского бюджета - эта сумма составила половину всех поступлений фонда. В целом его размер за год составил 1,1 млн. грн., а расходы, по данным бухгалтерии горисполкома, почему-то вполовину меньше - ровно столько, сколько поступило от операций с землей. То ли в мэрии не придумали, куда потратить остаток, то ли рассказали о тратах наполовину.

Как были использованы дополнительные полмиллиона гривен? На пресс-конференции Д. Сычев озвучил самые крупные покупки, сделанные за счет средств этого фонда: покупка фрезы для МАБЗ (210 тыс. грн.), проводов, дифференцированных счетчиков и т. д. для КП «Горсвет» (179,7 тыс. грн.). В списке, переданном через пресс-службу, значатся также проведение городских праздников, покупка мотокос для ЖЭКов, оплата ремонта памятника Б. Хмельницкому и др.

Партия сказала: «Надо!»
Единство в решении земельных вопросов, проявляющееся и в рядах профильной комиссии, и в депутатском корпусе в целом, возможно, объясняется партийной дисциплиной. Ведь в земельной комиссии, которая решает, будет или не будет вынесен вопрос передачи в аренду того или иного участка, как и в горсовете, преобладают «регионалы». Здесь даже и давить не стоит на представителей других партий. Юридически их в комиссии трое, фактически же депутат от Блока Литвина Владимир Кюрчев посещает заседания земельной комиссии редко, коммунист Максим Зубарев с 2008 г. их игнорирует, поскольку не хочет, по его словам, принимать участие в раздаче земли. Представительница Блока Витренко Анна Приступа говорит, что имеет принципиальную позицию и на нее давить тяжело: «Как можно в принципе давить? Это мое право - голосовать за или против. Но один мой голос роли не играет - здесь большинство». У политических оппонентов «регионалов» в горсовете претензий хоть отбавляй. Упреки звучат и в отношении прозрачности процедуры выделения участков, и потерь бюджета от того, что конкурсы не проводятся и т. д.

Так, член депутатской комиссии по вопросам земельных отношений, коммунист М. Зубарев считает, что земля раздается в городе по предварительной договоренности: «Если бы заседания земельной комиссии проходили публично, я считаю, что город от этого выиграл бы. Как минимум доходы выросли бы в 20 раз. Каждый житель города, каждый бизнесмен мог бы видеть, какие участки рассматриваются, - и тогда вопрос втихаря не решался бы».

Критически оценивает ситуацию с выделением земли в Мелитополе и представитель партии «Наша Украина» в городском совете Николай Карандаш. Как отмечает депутат, за пять созывов его работы в совете он не припомнит, чтобы такими темпами раздавали землю. «Такого бардака с землей, как сейчас, не было никогда. В таком количестве землю не раздавали: серьезнее к этому относились, выясняли, почему строится тот или иной объект. А через десять лет, учитывая такую интенсивную раздачу земли в Мелитополе, попробуй найти свободный участок».

Председатель районного совета партии «Батьківщина», депутат городского совета от БЮТ Сергей Середа считает, что будь информация о свободных участках открытой, многие мелитопольцы тоже претендовали бы на землю и развивали таким образом собственный бизнес, наполняя местный бюджет. «Конкурс - это прямой финансовый показатель, - говорит С. Середа. - Я работаю в городе уже 16 лет и не могу конкурировать с бизнесменами из других городов, но то, что я даю рабочие места, наполняю местный бюджет, - это должно звучать на конкурсах».

Все по закону?
Между тем представители Партии регионов, находящиеся у власти, утверждают, что все осуществляется в рамках закона. Если есть факты - приходите, разберемся, уверяет секретарь городского совета Сергей Вальтер. «Все заявления проходят определенную процедуру, - отмечает С. Вальтер. - Пакет документов, который подается на рассмотрение земельной комиссии, проходит через управления земельных ресурсов, архитектуры и коммунальной собственности. А уж потом сессия принимает решение».

Однако редакции «МВ» эта ситуация представляется несколько иной. По нашему мнению, городская власть, прикрываясь законом и интересами громады, раздает направо и налево городскую землю, получая от аренды всего несколько миллионов гривен в год. Проведение конкурсов, которое другим территориям приносит значительные суммы, Мелитополю дает в год лишь полмиллиона гривен. Если бы даже десятая часть земли (из 45 га) была передана в 2007 г. в аренду по конкурсу, поступления в бюджет выросли бы на порядок. Но, к сожалению, игнорирование конкурсов не является нарушением законодательства, поясняет юрист Артем Иванов. «Это право, которое было у горсовета и который мог его реализовать - провести конкурсы и получить дополнительные деньги. Этого сделано не было, но обязать депутатов проводить конкурсы нельзя было, а теперь закон заставляет проводить аукционы».

Власть рассказывает о непривлекательности земельной темы для местных бизнесменов и при этом «залетные» предприниматели (их в прошлом году была пара десятков) умудряются находить гектары пустующей земли. Не оставляют власти такой практики и в этом году. Пренебрегая требованиями закона передавать право аренды на землю только через аукцион, депутатская комиссия выдает на-гора решения о том, что все земельные участки, по которым состоялся правочин до 1 января 2008 г., передаются в аренду по законодательству 2007 г.

Хотя законность этого решения под вопросом, говорит А. Иванов. «На мой взгляд, это решение идет вразрез с действующим законодательством. Во-первых, Земельный кодекс имеет большую юридическую силу, нежели решение сессии. Во-вторых, речь в решении сессии идет о согласовании места расположения участка и дачи разрешения на разработку проекта отвода, а не о передаче земельного надела в аренду. А это две разные вещи. Можно понять людей, которые начали процедуру оформления земли, но были приняты законодательные изменения, и приобретение права аренды может осуществляться только через аукцион».

Даже протест прокуратуры, внесенный в конце апреля этого года, депутаты рассмотрели лишь через месяц - и отклонили без каких-либо обоснований, а это тоже не в рамках закона, добавляет А. Иванов. «Прокуратора выносит протест, и горсовет обязан на него отреагировать: отклонить или удовлетворить. Но обязательно с мотивировкой, то есть либо признать нарушения, либо обосновать, почему их нет. С одной стороны, горсовет предпринял некие действия - отклонил протест. Но на каком основании? Должен быть четкий мотивированный ответ».

Земля, таким образом, продолжает в Мелитополе бесплатно переходить в аренду. Отметим и тот факт, что земельная тема в городе - тайна за семью печатями. К примеру, начальник управления коммунальной собственности (УКС) Виталий Яремий от интервью отказался, а в письменном ответе на запрос часть вопросов попросту проигнорировал. По количеству же переданных в аренду или собственность участков разъяснение оказалось таким: регистрацию земельных участков осуществляет центр государственного земельного кадастра, и вся информация - там. В управлении земельных ресурсов подобные сведения назвали информацией с ограниченным доступом (приказ Госагентства земельных ресурсов Украины от 22.10.2007 года № 256), то есть не подлежащей разглашению. При этом все так называемые земельные решения сессии, как и проекты договоров аренды и купли-продажи земли, готовятся именно в УКС. На этом же ведомстве, согласно положению о его работе (с изменениями, утвержденными решением сессии № 7 от 17.01.2003 г.), - соблюдение условий договоров. Как здесь может не быть статистической информации? Но что говорить о мелких сошках, если даже мэр Д. Сычев нарушил сроки ответа на запрос и в итоге в предоставлении информации отказал. А там, где много тайн, - благодатная почва для подозрений.

Вот такая бюрократическая арифметика - все для нашей пользы. Будем ждать, пока мелитопольские руководители раздадут всю землю?

Расследование подготовлено в рамках проекта «Содействие активному участию граждан в противодействии коррупции в Украине «Гідна Україна» и при поддержке общественной организации «Институт развития региональной прессы».