Выставка на Ярмарочной площади

Первая такая выставка была организована в нашем городе в 1869 г. Ее устроило Мелитопольское земство - орган местного самоуправления, нечто вроде нынешнего районного Совета депутатов. Через десять лет мероприятие повторили. Потом, в 1897 г., в Мелитополе проходила двухдневная выставка лошадей и крупного рогатого скота. А через год стали с особым размахом готовить новую выставку. Ее оргкомитет возглавил «уездный предводитель дворянства, действительный статский советник» Евгений Владимирович Рыков.

Объявления о выставке напечатали не только местные газеты, но и все крупные издания Крыма, Одессы, Харькова, Екатеринослава. Ее программу-каталог отпечатали в местной типографии Лифшица и разослали по трем губерниям - Таврической, Херсонской, Екатеринославской. На выставке предполагалось показать растениеводство, животноводство, сельскохозяйственные орудия и машины, а также кустарное производство: «деревянные плетения, изделия из глины, домашнее рукоделие» и т. п.

Под выставку город отвел часть Ярмарочной площади - 3,6 га в районе нынешней нижней площадки моторного завода. За ее аренду комитету пришлось выложить почти 500 рублей. Поскольку на выставке предполагалось большое скопление людей и животных, то «как для водопоя, так и видах пожарной безопасности» гор-управа разрешила вырыть на площади артезианский колодец с водопроводом в сторону реки Молочной. На площади построили четыре громадных (ширина 8,5, длина свыше 19 метров!) временных павильона. А также навесы для машин, лошадей и скота, кухни для рабочих и т. п. Поскольку все постройки были временными, то лес для их сооружения взяли напрокат, чтобы потом вернуть хозяину - купцу Г. М. Торову. Это обошлось оргкомитету «всего лишь» в 3802 рубля 80 копеек. Что делать - лес в наших степных краях всегда был дорогим!

12 сентября 1898 г. на выставку начали привозить экспонаты. Больше всего было желающих показать свои достижения в павильоне № 1 - полеводство, огородничество, лесоводство, садоводство и виноградарство. Здесь разместилась тысяча экспонатов от 195 хозяев. Впрочем, и остальные павильоны не пустовали. В павильоне № 4 земская управа представила и свою работу - в медицине, ветеринарии, народном образовании и даже метеорологии.

15 сентября «при большом стечении публики» выставка наконец официально открылась. Для посетителей на выставке специалисты читали лекции - о проблемах местного сельского хозяйства, перспективах степного лесоводства, методах виноградарства и садоводства, мерах борьбы с болезнями и вредителями растений и скота. За лучшие экспонаты на выставке вручали специально изготовленные золотые, серебряные и бронзовые медали, похвальные листы. Награды получили и работы фотографов, типографов, переплетчиков...

Выставка привлекла внимание массы людей. Каждый день тут бывало от полутора до восьми тысяч человек, а всего за восемь дней - не менее 40 тыс. человек, чуть ли не втрое больше населения самого Мелитополя. Приезжали крестьяне, особенно много было школьников - их группы привозили со всех сторон, даже из соседних уездов. Для учеников и учителей вход на выставку сделали бесплатным.

Несмотря на то, что на устройство выставки ушло свыше 13 тыс. рублей, полученный от нее доход почти целиком покрыл эти расходы. Колодец после выставки достался горожанам, а «купленные за счет выставочных сумм пожарная труба (брезентовый рукав. - С. Н.), весы остались в пользу земства». На волне шумного успеха выставки было решено издать отдельную книгу о ней. Удалось ли это - неизвестно, но в том же 1898 г. вышла книга «История гор. Мелитополя», на обложке которой значится: «Изд. в память Мелитопольской земской сельскохозяйственной выставки».

По-видимому, проведение такого грандиозного дела потребовало столь значительных затрат и хлопот, что о следующей выставке задумались не скоро. Она намечалась на сентябрь 1914 г., но в июле грянула мировая война, и стало не до выставок...

Мелитопольские ремесленники
В 1838 г. в Новоалександровке, предшественнице Мелитополя, проживали: плотников - 2, бондарей - 3, овчинников - 4, сапожников - 6, портных - 2, а также живописец, столяр и кожевник.

Через четверть века, в 1863 г., в Мелитополе уже было 98 мастеров с 43 рабочими и 9 учениками: хлебников и булочников - 9, мясников - 7, портных - 9, сапожников - 11, кузнецов - 5, плотников - 10, бочаров (бондарей), кровельщиков, башмачников - по 3, шапошников - 4, печников, столяров, маляров, медников, каменщиков, часовщиков, цирюльников, слесарей, токарей, иконописцев - по 2, а еще штукатур, белильщик, переплетчик, коновал, «золотых дел мастер» (ювелир, который также проводит ювелирную экспертизу), свечник, войлочник, шубник, шорник, каретник, резчик печатей, жестянщик, красильщик, колесник.

Город рос, росло и число ремесленников. Они часто работали группами, в мастерских. В 1896 г. в Мелитополе было 138 мастерских: портняжских - 31, столярных - 15, кузнечных - 38, слесарных - 5, шапочных - 12, сапожных - 26, башмачных - 1, переплетных - 4, шорных, обойных, резчиков печатей - по 2. Обратите внимание, в те времена сапожных мастеров отличали от башмачных: наверное, первые делали именно сапоги, а не «обувь вообще».

В последующие годы число мастерских и самих ремесленников снизилось: потому что возникали и росли местные заводы и фабрики, а еще складывалась и укреплялась система торговых связей и многие изделия стали привозить, а не изготавливать на месте.

Из книги Н. КРЫЛОВА «Очерки по истории города Мелитополя…», 2008 г.