Истории строки. Год 1949-й. Мелитопольские субтропики

Местные власти не сами додумались до этого. За год до того ученые СССР получили трудное, но почетное задание. По указанию товарища Сталина они были обязаны разработать методики выращивания южных субтропических растений на севере, а северных - на юге. Потому что, во-первых, для большевиков нет невыполнимых задач, и, во-вторых, советская наука самая передовая в мире. Вы понимаете, что никому и в голову не пришло спорить. Ученые, наверное, благодарили судьбу, что им не приказывают (пока) выращивать в сибирской тайге бананы. В общем, специалисты сделали, что могли, правительство приняло строгое решение, накануне Нового года облисполком принял постановление «О распространении цитрусовых, эвкалиптов и других субтропических культур в Запорожской области». После этого городам и селам оставалось только взять под козырек и сказать: «Будет сделано!»

В Мелитополе исполком подошел к делу всерьез. «Озадачены» были городской трест зеленого строительства и станция плодоводства (ныне - НИИ орошаемого садоводства). Легкой жизни никому не обещали. Потому что лимон - это вам не вишня какая-нибудь. О закладке обычных садов не могло быть и речи. Цитрусовые предполагалось выращивать в широких земляных траншеях глубиной до двух метров. В траншее дерево можно было прикрыть от ветра и зноя, укрыть от заморозков.

Работников треста отправили в командировки - за семенами эвкалиптов и саженцами цитрусовых. На территории треста (ул. Кирова) приступили к ударному строительству теплицы для саженцев. Школам предложили выращивать диковинные растения на пришкольных участках и ставить с ними опыты, «чтобы дети не только по учебникам, но и на практике могли изучить способы ак-климатизации и преобразование природы этих растений». Местную газету обязали регулярно освещать научные достижения по выращиванию субтропических переселенцев, передовой опыт и т. п.

К широким посадкам предполагалось приступить будущей весной. А пока занялись привезенными деревцами. Отрыли траншеи. На станции плодоводства высадили 250 крохотных саженцев лимона, 79 - в тресте, 48 - возле спецдетдома для беспризорных детей. В сентябре подвели первые итоги: погиб каждый десятый саженец. А дело шло к зиме...

Станции плодоводства рекомендовали проложить в траншеях трубы водяного отопления. Дно траншей стали укрывать древесными опилками и стружкой. Что показала весна 1950 г., неизвестно. Но результаты очередного эксперимента по «преобразованию природы» легко узнать. Пойдите на рынок и спросите у продавца: откуда, мол, лимоны? Ответа «Это наши, местные» не даст никто.

Исполком решает...
Крупным мелитопольским предприятием в послевоенные годы был горпромкомбинат. Он относился к «местной промышленности». Поэтому все важные решения относительно комбината принимались не где-то в далеком министерстве, а на месте - в горисполкоме. Правда, без согласования с ним комбинат не имел права и шагу сделать.

Вот несколько цитат из протоколов заседания Мелитопольского горисполкома (1949 г.).

* * * «СЛУШАЛИ: О даче разрешения горпромкомбинату на покупку союзного знамени (доклад т. Брустинова М. Д.). Исполком РЕШАЕТ: Разрешить горпромкомбинату израсходовать за счет сверхплановых накоплений первого квартала на покупку союзного знамени - 800 рублей».

* * * «Снять с плана главнейших изделий Мелитопольского гор-промкомбината веревку хозяйственную в связи с отсутствием сырьевой базы».

* * * «СЛУШАЛИ: Об утверждении отпускных и розничных цен на шляпы фетровые для девочек старшего школьного возраста, изготовленные Мелитопольским горпромкомбинатом (доклад т. Шенкмана Л. Г.). Исполком РЕШАЕТ: Утвердить отпускные и розничные цены на шляпы следующие: шляпа фетровая - отпускная цена 30 руб., розничная цена 34 руб.»

Наследие Аладдина
В 1949 г. в нашем городе разворачивалась стройка. Строили завод. И какой: Мелитопольский завод светосильных ламп! В начале августа город получил правительственное задание: уже в четвертом квартале выпустить 10 тысяч ламп. Если вы не обратили внимания, я повторю: не лампочек, а именно ламп. Это были керосиновые лампы.

Сейчас это чудо техники прошлого подзабыто и вызывает ироническую улыбку. А ведь десятки инженеров разных стран придумали сотни ухищрений, чтобы сделать этот осветительный прибор надежным, безопасным, дающим много света. В нем много деталей, и производство этой конструкции в условиях провинциального городка было непростой задачей. Некоторые детали будущих ламп предстояло привозить издалека: особые фигурные стекла, калильные сетки, небольшие насосы. Нужны были особые станки, которых не было в городе, например, проволочно-швейные машины. Шефом строительства стал флагман городского машиностроения - завод им. Микояна (моторный). К ноябрю были построены несколько цехов, установлена часть оборудования, начато строительство жилого дома для рабочих (!).

Где располагался завод, чем вообще закончилось это дело - выяснить не удалось. Может, читатели подскажут?

Использованы материалы Мелитопольского краеведческого музея и Государственного архива Запорожской области. Хотите дополнить рассказ о тех годах? Позвоните нам: 42-21-93.