Рождение новогодней сказки

Среди сосен высоких

Сама дорога в Клавдиево напоминала путь на засекреченный военный объект: плотная стена двадцатиметровых сосен, множество поворотов, спусков и объездов... Всем почему-то казалось, что фабрика игрушек должна выглядеть, как красивый дом или, еще лучше, как сказочный дворец. Как же мы ошибались! Здание напоминало большой сарай, затерявшийся среди деревьев. Выяснилось, что эта фабрика игрушек (в Клавдиево их две) открыта всего два года назад, а во времена Союза здесь вовсю трудились ткачи. Никаких опознавательных знаков на входе мы не обнаружили. За большой железной дверью увидели… склад дров «местного производства». Один папа пошутил: «Сынок, сейчас ты увидишь, как делают Буратино!»

Оказалось, что на фабрику не так-то просто попасть. Для посетителей она открыта всего два-три дня в неделю, да и то всего несколько часов. Перед Новым годом - огромный наплыв людей! Навстречу сказке спешат депутаты, чиновники всех рангов и иностранцы. Перед входом собралась огромная очередь желающих попасть на бесплатную экскурсию (высших чинов, как и иностранцев, в очереди не обнаружила - их принимали, видимо, через черный ход). Нам удалось присоединиться к шумной, но очень любознательной группе киевского магазина развивающих игрушек «Знайка» - родителей и их детишек. Внутри нас ждало чудо!

Из трубочки «вырос» тюльпан

Стекло для всех елочных игрушек закупают на Житомирском заводе медицинского стекла (ампулы, пробиркиэто все оттуда). В Клавдиево привозят заготовки - зародыши будущих игрушек - длинные прозрачные трубочки с утолщением посередине. Именно эти ничем не примечательные трубки попадают в руки волшебников - стеклодувов, которые «вдыхают в них жизнь». Разогретое пламенем горелки до 1000-1500 градусов стекло становится податливым, как пластилин. Делай с ним, что хочешь! Отрубив лишний «хвост», стеклодув прямо на наших глазах выдувает шары самых разных размеров, домики, сосульки и даже тюльпаны! Лепестки тюльпана формируют над горелкой обычной кочергой, а уже потом отдельно делают серединку и вставляют в тюльпан. С виду все легко и просто, но это только с виду. На самом деле, чтобы сделать такое чудо, надо много учиться. Татьяна Герасимец (на фото слева вверху) - стеклодув с восьмилетним стажем. Достаточно взглянуть на ее обожженные и порезанные руки, и многое станет ясно! Никакие защитные перчатки не спасают от жаркого огня и острого стекла. Тут же еще теплые шары сортируют по размерам, используя шаблоны.

Превращение прозрачных в разноцветные

В зале стеклодувов стоят десятки коробочек, в каждой - сотни шаров. Все - прозрачные, скучные, одинаковые. Их нужно разукрасить! Но вначале - посеребрить. Многие, даже взрослые, экскурсанты задумались над задачкой, как посеребрить шарик изнутри? А действительно, как? Не кисточкой же?! «Элементарно», - сказал директор фабрики Василий Бакун и тут же продемонстрировал весь процесс. Заранее выверенное количество азотнокислого серебра и раствора аммиака автоматически заливают в каждый шарик. Мастер может удерживать в руках и одновременно окрашивать по 20 шаров! Жидкость внутри взбалтывают, шары погружают в воду с температурой 42 градуса (ни больше, ни меньше!), чтобы краска легла ровно и держалась долго. Потом каждый шарик «купают» в дистиллированной воде. И вот все готово. Серебряный шар!

Работать в следующем цеху, прямо скажем, не сахар - повсюду жесткий запах нитрокраски! Каждый посеребренный шарик окунают в краску и ставят в печку на просушку. Если шарик не серебрить, то после окрашивания той же краской получится совершенно другой - полупрозрачный, матовый. После окрашивания шарик теряет свой длинный хвост на отрезном круге. И только потом на выступ надевается знакомая нам металлическая петелька.

Мастерская художников

Самое интересное на фабрике - это мастерская художников. Тут нет шума и огня, в воздухе витает аромат творчества. К новому сезону каждый художник готовит свою коллекцию рисунков. Они обсуждаются, одобряются и выставляются напоказ заказчикам. У каждого художника в работе ежедневно находится два десятка шаров. В ход идут не только кисточки, но и иголочки, ватные палочки, поролоновые губки.

Краски наносятся медленно, послойно, одна за другой. Как говорят художники, в их работе очень важно настроение. Придешь на работу хмурый, погода плохая, неприятности, вот и получаются неулыбчивые снегурочки и грустные поросята. Лучше, когда в душе все играет и поет, тогда и шары выходят с настроением.

Ненасытный экспорт

На каждом столе - клетка, на которую вывешивают шарики на просушку. Постаралась найти хотя бы два одинаковых. Тут веточка длиннее, там поросенок плотнее, снежок белее. Нет, не нашла! Последний штрих - украшение серебром, золотом. Все просто до банальности. В глубокие тарелки насыпаны блестки, такие же, как используют в лаке для ногтей. Обычной ложкой еще влажный шар посыпают блестками. Получается искрящийся снег! Тут же, на наших глазах на «свеженьких» шариках художники делают надписи, какие только пожелаете! Все шарики пакуются в красивые резные коробочки и идут на прилавок. Вот только чей?! В киевском ЦУМе не нашла ни одной клавдиевской игрушки

Отличить шар ручной работы от штамповки очень просто! Узкое горлышко, след от сломанного «хвоста» с обратной стороны шара и неповторимый рисунок - вот основные признаки ручной работы. Фабрика работает круглый год, но большую часть игрушек делают с марта по сентябрь. Только в январе всем работникам дают небольшой отпуск. При такой технологии можно сказать, что в каждую игрушку стеклодув, художник вкладывают душу. Вот и получаются «стекляшки» на вид не холодными, ледяными, а как бы теплыми, живыми, создающими особое, неповторимое ощущение уюта. Именно поэтому так ценятся они не только у нас, но и у иностранцев. Практически вся продукция идет на экспорт. Фабрика уже завалена заказами на будущий 2008 год и намерена расширяться.